Волейбол

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА СТЕПАНОВА» ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
(протокол от 25августа 2023г. № 12)

Приложение
к ООП ООО
утвержденной приказом по школе
от 29.08. 2023 г № 382- Д

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа-лицей им.
Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
____________________А.В. Симонова
29 августа 2023г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол»
Направление:физкультурно-спортивное
Класс _________6-9___________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования________Авдеева Юлия Аркадиевна________________________________________________
Сертификат: 1B3BBA9AA41497DB847436CA35225ED6
Владелец: Симонова Алёна Валерьевна
Действителен: с 28.04.2023 до 21.07.2024

(Ф.И.О.)

Количество часов: всего за год___34 часов____; в неделю_1 раз в неделю, 34 уч. недели________________________________________
(общее количество за год, в неделю)

Срок реализации программы ______1 год_________________________________________________________________________________
Программа разработана на основе:
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с
изменениями);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31 марта2022 года № 678-р) (далее – Концепция);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации т 27.07.2022 № 629 «Обутверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
• Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова».
г.Саки
2023

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» является модифицированной и
разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, ст.15, ст.16,ст.17,ст.75, ст.79)
- приказа Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом от 30.09.2020 года №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196»
- методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18 ноября 2015 года;
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
- СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
- Приказ Министертва образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих
образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
- Методические рекомендации от 20 марта 2020 года по реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК- 2563/05 « О методических рекомендациях» вместе с (Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
- приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. №882/391 « Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
- Устава МБОУ «Школа-лицей имени Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова».
- Положения о проведении промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП в МБОУ «Школа-лицей
имени Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова».
- Положения о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения дополнительных общеразвивающих программ МБОУ «Школалицей имени Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова»; Приказ №1/0 от 30.09.22

Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Уровень реализации программы – базовый (основной).
Актуальность программы. Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный
инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью,
учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,
посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к
познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса
психического и физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости,
координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также
формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия
перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и
других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с
максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение
обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем
поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять
контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и
методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области
оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего
задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная
на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Обоснование новизны программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше
желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь,
делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой
эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.

Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств,
пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Адресат дополнительной общеразвивающей программы: данная программа предназначена для учащихся в возрасте 10-15 лет.
Объем и срок освоения программы:
1 модуль- 16 часа
2 модуль – 18 часа
Всего - 34 часа
Формы обучения: Обучение по программе ведется с использованием различных форм: очное обучение, (с учетом Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), электронное обучение и обучение с применением дистанционных
образовательных технологий.
При необходимости возможна реализация программы с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных
технологий (ДОТ). При реализации ДОТ занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме
онлайн.
Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются: образовательные онлайнплатформы (электронная платформа для видеозанятий - занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения,
проводятся в режиме онлайн); цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары;
skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений; электронные пособия, разработанные с
учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
Продолжительность занятия в дистанционном формате: 2 академических часа, в которые входит 30 минут занятия с применением интернетплатформ для дистанционного обучения (он-лайн), остальное время отводится на выполнение творческих заданий и индивидуальные
консультации с учащимися (оф-лайн).
Организуя образовательный процесс педагоги используют следующие методы обучения:


Словесный – подача нового материала;



Наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир.



Практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий.



Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций.



Метод стимулирования познавательного интереса.



Наблюдение и анализ.



Иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.

Практические и теоретическое.
Особенности организации образовательного процесса:
Дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач. Строгая регламентация деятельности занимающихся и
дозирование нагрузки. Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность. Использование разнообразных организационных
форм, средств, методов и приемов. Гибкая информационная система контроля знаний, умений и навыков. Планирование учебных занятий
секции согласовано с общим планом физкультурно-массовой работы школы. Основной формой занятия является спортивная тренировка.
Занятия по данной дополнительной общеразвивающей программе возможно как в очном формате, так и с применением обучения в
дистанционном формате.
Состав группы: участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 20 человек.
Главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.
Режим занятий: вторник, четверг с 14ч.30 мин.
Продолжительность занятий установлена на основании СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Продолжительность одного занятия - 45 минут, между занятиями 15минутные перерывы.
Занятия проводятся один раз в неделю, по 2 часа: первая часть занятия длится 45 минут, за которой следует перерыв (15 минут), вторая часть
занятия также составляет 45 минут, организационный момент – 15 минут.
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы: содействие физическому развитию учащихся и привитие стойкого интереса к систематическим занятиям спортом путем
обучения игры в волейбол.
Задачи реализации программы:
Образовательные:

- Обучение техническим и тактическим основам спортивной игры –волейболу, дальнейшее совершенствование технических и тактических
приемов игры.
- Освоение учащимися знаний для занятий волейболом,
- Овладение умениями и навыками игры в волейбол.
- Развитие силы, ловкости, координации движений, быстроты реакции.
- Воспитание интереса к волейболу.
Развивающие:
- Развитие спортивных способностей обучающихся.
- Развитие желания участвовать в соревнованиях проводимых в течение года.
Воспитательные:
- Воспитать упорство трудолюбие, настойчивость в достижении цели.
- Воспитание трудолюбия, коммуникабельности, чувства товарищества и патриотизма.

1.3. Воспитательный потенциал
Являясь педагогом дополнительного образования, для которого воспитательные задачи стоят на 1 месте, в своем реферате я хочу показать
одну из самых ярких сторон игры «Волейбол» - это ее воспитательный потенциал.
В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни.
Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических
средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность и на воспитание учащихся.
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных
навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания
школьников должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека.
Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима,
позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость
поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся, способствующих укреплению
здоровья. Например, введение третьего урока физической культуры, появление школьных спортивных клубов, внеурочной и кружковой
деятельности.

Одной из форм кружковой деятельности является волейбол. Перед педагогами дополнительного образования стоит задача, не только
научить основам волейбола, поднять общую физическую подготовленность, а ещё и мотивировать детей на систематические занятия. На
тренировках в школьном кружке по волейболу, даются основы техники и тактики. Также волейбол используется как средство физического
развития, и самое главное воспитания детей. Целью таких занятий, становится приобщение ребят к общечеловеческим культурным
ценностям.
В процессе тренировок, мы обращаем внимание на потребности детей, их личностные особенности, восприятие окружающего мира, на
психолого-педагогическую поддержку, необходимость игровой деятельности. В работе с детьми, мы используем приемы и средства,
исключающие психическое и физическое давление, принуждение, моделируем различные воспитывающие ситуации, при необходимости
разбираем их для анализа деятельности.
Большое значение имеют тренировки и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим
требованиям. Организация тренировок позволяет формировать сознательность, формирует волю, развивает самообладание, выдержку,
умение контролировать свои поступки, свое поведение.
Систематические тренировки по волейболу позволяют сформировать у обучающихся отношение к окружающему миру. Ввиду особого
расписания тренировок, после уроков два-три раза в неделю, волейболисты заняты, дети идут в зал, а после тренировки необходимо
подготовить уроки, в связи с этим, формируется необходимость в правильном формировании режима дня, режима работы и отдыха.
На тренировке и после нее, общение с учениками более неформальное, чем на уроках. Я часто разговариваю с ними о жизни, о волейболе,
мы рассказываем друг другу о спортивной жизни, обсуждаем итоги и предстоящие соревнования. Очень часто и родители включаются в
наши беседы. Это позволяет приобщить детей к культурным общечеловеческим ценностям.
Хочу также остановиться на воспитательной силе примера, основанной на стремлении людей к подражанию социальным нормам и ролям.
Дети стремятся копировать в своем поведении те действия и поступки, которые, с их точки зрения, кажутся значительными и укрепляют их
достоинство. На практике использую личные примеры из жизни и деятельности, которые основаны на личном опыте, на собственных
достижениях. Показываю ученикам то, для чего я работаю. Наша деятельность не заканчивается в стенах зала. От социальных сетей,
конечно, нам не отойти. Мы просматриваем фотографии с соревнований, видео с различных спортивных праздников, ребята видят и всегда
интересуются: «А где? А что?». По возможности, приглашаю детей посмотреть, поболеть, а кое-где и поучаствовать в соревнованиях.
Например, я играю на волейбольном любительском чемпионате Санкт-Петербурга и некоторые мои воспитанники уже попали в команду.
Отдельное спасибо нужно сказать родителям, которые открыты для диалога и готовы помогать. Многие приходят поболеть на соревнования,
некоторые приходят поучаствовать в тренировке. Именно через заинтересованность родителей к тому, чем занимается их ребёнок, мы
приходим к семейным ценностям, семейной сплочённости. Успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как
складываются отношения между педагогом, детьми и родителями, поэтому привлекать родителей просто необходимо.

С моей точки зрения, наибольший воспитательный эффект формируется в процессе игры. В игре формируется честность,
дисциплинированность, справедливость, все те качества, которые делают человека воспитанным. Игра – незаменимое средство пополнения
человеком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых
качеств.
В волейболе интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из
неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно
представление о предстоящей игре, способно вызывать положительные эмоции. В волейболе постоянно меняются условия, вызывая
необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени.
В нашей школе, для популяризации игры, проводятся соревнования между старшеклассниками и учителями, командные соревнования по
параллелям, сборной родителей, детей и учителей.
Результаты работы кружка мы можем видеть на районных соревнованиях, во время летнего лагеря, так же проводятся турниры по
волейболу между школьными городскими лагерями.
В итоге, из школы, обучающиеся, которые занимались «любительским» волейболом, выходят с определённым набором волейбольных
знаний, умений и навыков. Исходя из этого, практически все продолжают тренировки самостоятельно, зная о том, что в городе множество
площадок, команд и любительских лиг.
Волейбол – одна из самых демократичных игр среди командно-игровых видов спорта. Это универсальная игра. В волейбол можно играть и в
семье, и с друзьями после уроков, и с соседями по даче, в походе, на перемене, даже на пляже… Она интересна любому возрасту и полу,
людям любой профессии, волейбол истинно народная игра. Вот почему она популярна и востребована в любые времена.
Отсутствие непосредственного контакта с соперником, снижает вероятность получения травм, что немаловажно для детей. Одновременно в
эту игру могут играть и любители, и профессионалы, а также люди различного возраста, особенно дети, что делает волейбол популярным
среди всех слоев населения.
Несмотря на кажущуюся статичность, это очень динамичная игра, которая позволяет развить координационные способности, скоростносиловые качества, выносливость, а также умение действовать в команде. Благодаря простоте правил и доступности инвентаря, волейбол по
праву можно считать отличным способом отдыха и развлечения.
Говоря о воспитательном аспекте, так же хочется добавить, что волейбол позволяет детям сдружиться, у них возникают общие интересы,
дети учатся общаться друг с другом, вместе решать конфликтные ситуации, находить примирение. Они приобретают умение слушать
других, считаться с мнением своих товарищей. На наглядном примере старших ребят, своих родителей, учителей они познают умение
общаться, видят интерес с их стороны к себе и непосредственно к своей игре. Это их всех объединяет, семьи становятся сплоченнее, у них
появляется общее дело, что позволяет говорить о воспитательном эффекте игры в волейбол.

Волейбол объединяет.

1.4. Содержание программы
Учебно-тематический план обучения
1 модуль
№ п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

1

Общая физическая
подготовка

1.1

Основы методики
обучения в волейболе

1.2

Обучение технике
подачи мяча. Передача
сверху двумя руками
вперед-вверх (в опорном
положении)

Формы
контроля

Теория

Практика

1

15

Контрольное
упражнение

1

1

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

1

1

тестирование на
умение
выполнять

16
1

Передача сверху двумя
руками в прыжке (вдоль
сетки и через сетку)
Передача сверху двумя
руками, стоя спиной в
направлении передачи.

1.3

Совершенствование
техники передачи мяча
сверху двумя руками

вперед-вверх

пройденные
технические
приёмы

1.4

ОФП.
Совершенствование
навыков приема и
передачи мяча сверху
двумя руками. Тактика
вторых передач.

1

1.5

Нападающий удар через
сетку

1

2.

Техника нападения

2.1

Командные тактические
действия в нападении,
защите.

1

Контрольное
упражнение
1

1

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

1

1

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

Двухсторонняя учебная
игра.
Игры и эстафеты на
закрепление и
совершенствование
технических приемов и
тактических действий
2.2

Игры развивающие
физические
способности.
Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости

2.3

Блокирование

1

нападающих ударов
3.

Игра по правилам с
заданием

Контрольное
упражнение

3.1

Передача мяча двумя
руками сверху через
сетку с перемещением.
Передача мяча двумя
сверху у стены. Нижняя
прямая подача.

1

3.2

Передача мяча двумя
руками сверху через
сетку с перемещением.
Передача мяча двумя
руками сверху у стены.
Прием и передача мяча
снизу двумя руками

1

1

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы
тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

Передачи в четверках с
перемещением из зоны 6
в зоны 3, 2 и из зоны 6 в
зоны 3, 4. Прием и
передача мяча снизу
двумя руками. Нижняя
прямая подача.
3.3

Основы техники и
тактики игры

1

Итого

16

1

15
2 модуль

№ п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

1

Обучение технике

18

Теория
1

Формы
контроля

Практика
17

Контрольное

перемещения и
передачи мяча
1.1

Совершенствование
техники передачи мяча
сверху двумя руками
вперед-вверх

1.2

Передача мяча снизу
двумя руками над собой.
Передача мяча снизу
двумя руками в парах.

упражнение
1

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

1

1

1

1

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

Верхняя прямая подача.
Нижняя боковая подача.
Верхняя передача мяча.
1.3

Система игры в защите.

2.

Игра по правилам с
заданием

2.1

Верхняя прямая подача.
Передачи мяча сверху
стоя спиной к цели.
Передачи мяча сверху
двумя руками и снизу
двумя руками в
различных сочетаниях.
Прием мяча с подачи в
зону 3.

1

2.2

Передачи мяча сверху
двумя руками в прыжке.
Прием мяча с подачи в
зону 3. Учебная игра в
волейбол.

1

Контрольное
упражнение
1

-

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

1

тестирование на
знание правил
соревнований и
терминологии

Передача из зон 1, 6, 5 в
зону 3 с приема подачи.
Вторая передача из зоны
3 в зоны 2, 4. Учебно –
тренировочная игра в
волейбол.
Итого

18

1

17

1.4.Содержание программы обучения.
1 модуль
1. Обучение технике перемещения и передачи мяча .
Теория: Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. Техника защиты. Перемещение
в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперед. Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Передача сверху двумя руками,
стоя спиной в направлении передачи. Обучение технике подачи мяча. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подача с вращением
мяча. Подача в прыжке. Верхняя передача мяча.
Практика:
Отработка приемов.
Форма контроля: Техническая подготовка (ТП)
(Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные
действия - блоки, страховки).
1. Техника нападения
Практика: Отработка приемов. Командные тактические действия в нападении, защите. Двухсторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на
закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. Игры развивающие физические способности. Развитие
скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. Судейство учебной игры в волейбол.

Игра «Волейбол». Подача в прыжке.
Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча).

1. Игра по правилам с заданием
Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача.
Прием и передача мяча снизу двумя руками. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и
передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи
мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. Верхняя прямая подача. Передачи
мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в
прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол.
Форма контроля: Специальная физическая подготовка (СФП)
(Подвижные игры. Эстафеты).
2 модуль
1. Обучение технике перемещения и передачи мяча .
Теория: Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. Техника защиты. Перемещение
в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперед. Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Передача сверху двумя руками,
стоя спиной в направлении передачи. Обучение технике подачи мяча. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подача с вращением
мяча. Подача в прыжке. Верхняя передача мяча.
Практика:
Отработка приемов.
Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча).
Контрольно-оценочные и переводные испытания

1. Игра по правилам с заданием
Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача.
Прием и передача мяча снизу двумя руками. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и
передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи
мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. Верхняя прямая подача. Передачи
мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в
прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол.
Форма контроля: Контрольно-оценочные и переводные испытани.
Форма контроля
Формой подведения итогов являются: контрольные упражнения и игры, тесты, сдача нормативов, соревнования. Оценке подлежит уровень
теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал"
("получилось - не получилось"). Эффективность обучения может определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка
результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень
физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах,
метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).
Оценочный материал
Основной показатель работы дополнительной программы - выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности
занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной,
теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного цикла.
В конце года все учащиеся сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Контрольные игры проводятся регулярно в
учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических
действий.
1.5. Планируемые результаты.
Планируемые результаты и способы проверки их результативности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы дополнительного образования
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по

волейболу являются следующие умения:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
излагать факты истории развития волейбола характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
представлять выбранный вид спорта как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию
физических качеств;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными игроками , выделять отличительные признаки и
элементы.
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных задач
В конце обучения учащиеся будут узнают:


физиологические основы деятельности системы дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках,
возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;



психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных
свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;



способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила
использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;



правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.



понятия «Техника игры», «Тактика игры»



правила игры



первичные навыки судейства.

научатся:


технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в
условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;



проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;



соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь
при травмах и несчастных случаях;



пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения
эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.



владеть основными техническими приемами



применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом

Предметные результаты:
-знание правил техники безопасности и профилактики травматизма;
-формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и своих основных физических качеств и функциональных
возможностей;
-формирование умение выполнять комплексы общеразвивающих и оздоровительных упражнений;
-овладение знаниям, умениям и навыкам игры в волейбол.
Раздел №2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2022-2023 учебный год.
Год обучения: второй

Количество учебных недель: 36
Количество учебных дней:
Сроки учебных периодов: 1 полугодие с 01.09.2022 по 26.12.2023;
2 полугодие с ___.01.2023 г. по 26.05.2023 г.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с волейбольной
разметкой площадки, волейбольной сеткой.
1. Спортивный зал;
2. Волейбольная сетка;
3. Методические материалы, рекомендации;
4. Игровая форма (спортивная форма соревновательная);
5. Волейбольные мячи;
6. Набивные мячи;
7. Скакалки;
8. Компрессор для накачивания мячей;
9. Стойки, разметочные фишки и конусы;
10. Гимнастические маты;
11. Секундомер;
12. Свисток.
При дистанционном обучении должно обеспечиваться каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ДОТ, в т.ч. к
образовательной онлайн-платформе, в качестве основного информационного ресурса, а также осуществляться учебно-методическая помощь
обучающимся через консультации педагогов как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно.
2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего
учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении
контрольных упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года обучения и предполагает зачет в форме тестирования по общей физической
подготовке и контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения
и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того,
контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических
действий.
Умения и навыки проверяют во время участия обучающихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства муниципальных
соревнований.

2.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996.–
83 с.
2. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.

6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.
Список литературы для обучающихся и родителей
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 1989.
3. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975.
4. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград, 1977.
5. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1982.
Раздел № 3
3.Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»

Технический
прием

Контрольные
упражнения

Возра

3.1. Оценочные материалы
Оценка
мальчики

девочки

высокий

Выше
среднего
средний

низкий

высокий

Выше
среднего
средний

низкий

1.Поточная передача
мяча двумя руками
сверху в стенку с
расстояния 3 м (колво раз)
2.Передача
мяча
двумя руками сверху с
собственного
набрасывания из зоны
6 в кольцо диаметром
1 м, установленное в
зоне 3 (10 попыток)
3.Передача
мяча
двумя руками сверху
из зоны4 через сетку в
квадрат3х3
м,
расположенный в зоне
6; мяч предварительно
передан из зоны 3 (10
попыток)
4.Передача
мяча
двумя руками сверху
из зоны 3 в кольцо,
установленное в зоне
4, с предварительной
передачи мяча из
зоны 5 (10 попыток)
5.Передача
мяча
двумя руками сверху

ст лет
I. Передача
мяча

11
12
13
14

4
7
9
12

3
5
6
9

2
3
4
5

1
1
2
3

4
6
7
9

3
4
5
7

2
3
3
4

1
1
2
3

11
12

3
5

2
4

1
2

0
1

3
4

2
3

1
2

0
1

11
12

4
6

3
5

2
3

1
2

4
5

3
4

2
3

1
2

13
14
15

4
6
6

3
5
5

2
3
3

1
2
2

3
5
5

2
4
4

1
2
3

0
1
2

13
14

5
6

4
5

3
3

2
2

4
5

3
4

2
3

1
2

в прыжке из зоны 4,
через сетку в квадрат
3х3 м, расположенный
у лицевой линии в
зоне
6,
с
предварительной
передачи мяча из
зоны 3 (10 попыток)

II. Подача мяча

6.Передача
мяча
двумя руками сверху
из зоны 2 в кольцо,
установленное в зоне
4,
предварительной
передачи мяча из
зоны 6 (10 попыток)
7.Передача
мяча
двумя руками сверху
в прыжке из зоны 4
через
сетку
в
прямоугольник 2х3 м,
расположенный
у
лицевой линии в зоне
6,
предварительной
передачи мяча из
зоны 3 (10 попыток)
1.Нижняя
прямая
подача в пределы
площадки
(10
попыток)
2.Нижняя
прямая
подача на точность

15

4

3

2

1

3

2

1

0

15

5

4

3

2

4

3

2

1

11
12

7
8

4
6

3
4

1
2

6
7

4
5

3
3

1
2

11
12

4
6

3
4

2
3

1
2

4
5

3
4

1
2

0
1

5
7

3
5

2
3

6
7

4
5

3
4

2
2

13
14

5
6

4
5

2
3

1
2

4
5

3
4

2
2

1
1

15

6

5

3

2

5

4

2

1

15

5

4

2

1

4

3

2

1

Выше
среднего
средний

низкий

девочки
высокий

мальчики
низкий

III.Нападающий 1.Прямой
11
удар
нападающий удар из

Оценка
Выше
среднего
средний

Контрольные
упражнения

8
9

высокий

Технический
прием

13
14

Возраст лет

(по 5 попыток в левую
и правую половину
площадки)
3.Верхняя
прямая
подача в пределы
площадки
(10
попыток)
4.Верхняя
прямая
подача на точность
(по 5 попыток в левую
и правую половину
площадки)
5.Верхняя
прямая
подача на точность по
заданию
(по
5
попыток в левую и
правую
половину
площадки)
6.Верхняя
боковая
подача в пределы
площадки
(10
попыток)

3

2

0

2

1

-

1

-

IV.Блокировани
е

зоны 4 в пределы
площадки с передачи
из
зоны
3
(10
попыток)
2.Нападающий удар
из зоны 4 на точность
(по 5 попыток в зоны
1 и 5) с передачи из
зоны 3
3.Прямой
нападающий удар из
зоны 4 на силу в
пределы площадки с
передачи из зоны 3
(10 попыток)
1.Блокирование
нападающего удара из
зоны 4 в зону 5
(10 попыток)

12
13
14

4
6
8

3
5
6

2
3
4

1
2
3

3
6
6

2
5
5

1
3
3

2
2

15

6

5

4

3

5

4

3

2

15

5

4

3

2

4

3

2

1

13
14
15

2
2
5

1
1
4

1
1
2

1

1
2
4

1
1
3

2

1

2.Блокирование
13
нападающего удара из 14
зоны 2 в зону 1
15
(10 попыток)

2
2
5

1
1
4

1
1
2

1

1
2
5

1
1
3

2

1

3.Блокирование
15
нападающего удара из
зоны 3 в пределы
площадки
(10
попыток)

4

3

2

1

3

2

2

1

3.2. Методический материал
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом,
направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития.
Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении
принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и моральноволевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения
при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего
освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включаются:
метод непрерывности и цикличности учебно- тренировочного процесса;
метод максимальности и постепенности повышения требований;
метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво,
обязательно закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы. Практические занятия – основная форма
работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные умения и
навыки используются обучающимися в соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся условий. Постановка
задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований
индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные
особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане
овладения основой структурой технического и тактического приема. В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по
нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку.
На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно- тренировочного процесса. Все упражнения делятся на
общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены
преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные – на формирование технических
навыков и тактических умений. В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и
разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова
возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия.
Методы организации и проведения образовательного процесса: Словесные методы:

 Описание
 Объяснение
 Рассказ
 Разбор
 Указание
 Команды и распоряжения
Подсчёт
Наглядные методы:
 Показ упражнений и техники волейбольных приёмов
 Использование учебных наглядных пособий
 Видиофильмы, DVD, слайды
Жестикуляции
Практические методы:
 Метод упражнений
 Метод разучивания по частям
 Метод разучивания в целом
 Соревновательный метод
 Игровой метод
 Непосредственная помощь тренера-преподавателя.
Основные средства обучения:
 Общефизические упражнения
 Специальные физические упражнения
 Упражнения для изучения техники передвижений, техники и тактики волейбола в нападении и защите и совершенствование их в
групповых и командных действиях

 Подвижные и подготовительные игры.
По программе можно использовать следующие платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber и WatsUp.,
ВКонтакте многие другие; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары;
skype – общение; email; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений; электронные пособия, разработанные с
учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

3.3. Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2021-2023 учебный год.
1 модуль

№

Дата
по
план
у

1

сентя
брь

2

сентя
брь

Дат
а по
фак
ту

Кол
-во
час
ов
1

1

Тема занятия

Коллективна
я

Форма
контроля

Техника защиты.
Перемещение в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперед

Коллективна
я

тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

Обучение технике подачи
мяча. Передача сверху
двумя руками впередвверх (в опорном
положении)Передача
сверху двумя руками в
прыжке (вдоль сетки и
через сетку)Передача
сверху двумя руками, стоя
спиной в направлении
передачи. Командные
тактические действия в

Коллективна
я

тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

Примечание

3

нападении,
защите.Двухсторонняя
учебная игра.Игры и
эстафеты на закрепление
и совершенствование
технических приемов и
тактических действий

сентя
брь

1

Игры развивающие
физические
способностиРазвитие
скоростных, скоростносиловых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости.
Передача мяча двумя
руками сверху через сетку
с перемещением.
Передача мяча двумя
сверху у стены. Нижняя
прямая подача. Передача
мяча двумя руками сверху
через сетку с
перемещениемПередача
мяча двумя руками сверху
у стены. Прием и
передача мяча снизу
двумя рукамиПередачи в
четверках с
перемещением из зоны 6 в
зоны 3, 2 и из зоны 6 в
зоны 3, 4. Прием и
передача мяча снизу
двумя руками. Нижняя
прямая подача.
Совершенствование

Коллективна
я

сдача
контрольных
нормативов по
ОФП

техники передачи мяча
сверху двумя руками
вперед-вверх

4

Сентя
брь

1

Передача мяча снизу
двумя руками над собой.
Передача мяча снизу
двумя руками в
парах.Верхняя прямая
подача. Нижняя боковая
подача.Верхняя передача
мяча. Верхняя прямая
подача. Передачи мяча
сверху стоя спиной к
цели. Передачи мяча
сверху двумя руками и
снизу двумя руками в
различных сочетаниях.
Прием мяча с подачи в
зону 3.

Коллективна
я

тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

5

Октя
брь

1

Передачи мяча сверху
двумя руками в прыжке.
Прием мяча с подачи в
зону 3. Учебная игра в
волейбол.Передача из зон
1, 6, 5 в зону 3 с приема
подачи. Вторая передача
из зоны 3 в зоны 2, 4.
Учебно – тренировочная
игра в волейбол.

Коллективна
я

тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

6

октяб
рь

1

ОФП. Совершенствование
навыков приема и
передачи мяча сверху
двумя руками. Тактика
вторых передач. Учебная
игра

Коллективна
я

7

октяб
рь

1

Прием мяча с падением.
Блокирование одиночное

Коллективна
я

8

октяб
рь

1

Блокирование групповое.
Групповые действия в
защите внутри линии и
между линиями. Прием
мяча: на задней линии от
нижней прямой и боковой
подачи. Учебная игра.

Коллективна
я

9

ноябр
ь

1

Прием мяча: нижней и
верхней прямой подачи в
зоне нападения.

Коллективна
я

10

ноябр
ь

1

Прием мяча: сверху двумя
руками с падением в
сторону на бедро и
перекатом на спину.
Учебная игра.

Коллективна
я

11

ноябр
ь

1

Прием мяча: с низу двумя
руками и одной рукой с
падением в перед на руку
и перекатом на грудь.
Учебная игра.
Нападающий удар через
сетку: по ходу из зоны 3,4
и 2. Игра.

Коллективна
я

12

ноябр
ь

1

Нападающий удар через
Коллективна
сетку: в зонах 4 и 2 с
я
передачей из глубины
площадки. Учебная игра.
Нападающий удар через
сетку: из зоны 3 с высоких
и средних передач.
Учебная игра.
Нападающий удар через
сетку: с удаленных от

сетки передач. Игра.

13

декаб
рь

1

Блокирование
нападающих ударов:
одиночные и групповые в
зонах 4 и 2, выполненных
с передачи из зоны 3.
Учебная игра.
Блокирование
нападающих ударов: по
ходу, выполняемых из зон
4-3 и 2-3 в известном
направлении. Учебная
игра. Индивидуальные
тактические действия:
выбор и способ отбивания
мяча через сетку. Учебная
игра.

Коллективна
я

14

декаб
рь

1

Передача сверху двумя
руками, кулаком снизу.
Учебная игра. Выбор
места для выполнения
блокирования
нападающего удара.
Выбор места для
выполнения нападающего
удара. Игра.

Коллективна
я

15

декаб
рь

1

Взаимодействие игроков
передней линии в
нападении. Игра.
Взаимодействие игроков
задней и передней линии
в нападении и при приеме
подачи.

Коллективна
я

16

декаб
рь

1

Учебная игра. Защитные
действия игроков внутри

Коллективна
я

линии при приеме подач.

Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2023 учебный год.
2 модуль

№

Дата
по
план
у

7

январ
ь

8

январ
ь

Дат
а по
фак
ту

Кол
-во
час
ов

Тема занятия

Форма
занятия

Форма
контроля

1

Перемещение игроков при
подаче и приёме
мяча.Стойки основная,
низкая; сочетание стоек и
перемещений, способов
перемещений. Нижняя
прямая (боковая); из-за
лицевой линии в пределы
площадки, правую, левую
половины площадки.
Нападающие действия
игроков передней линии
при второй передачи.
Учебная игра. Система
игры в защите.

коллективна
я

групповые
тренировочные
занятия

Приём подачиПередача
мяча двумя руками сверху
на месте. Передача мяча
над собой. Прием мяча
двумя снизу. Нижняя

Коллективна
я

групповые
тренировочные
занятия

1

Примечание

прямая подача. Верхняя
прямая подача с
вращением. Передача из
зон 1,6,5 в зону 3. . Прием
мяча с подачи.

9

январ
ь

1

Приём подачиВерхняя
прямая подача. Передачи
мяча в парах в движении.
Передачи в четверках с
перемещением из зоны 6 в
зоны 3, 2 и из зоны 6 в
зоны 3, 4. Приём
подачиВерхняя прямая
подача Передачи мяча
сверху двумя руками и
снизу двумя руками в
различных сочетаниях.

Коллективна
я

тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

0

январ
ь

1

Верхняя прямая подача.
Прием мяча с подачи.
Передачи мяча сверху
двумя руками и снизу
двумя руками в
различных сочетаниях.

Коллективна групповые
я
тренировочные
занятия

1

февра
ль

1

Верхняя прямая подача с
вращением. Прием мяча с
подачи в зону 3. Передача
из зон 1, 6, 5 в зону 3 с
приема подачи. Вторая
передача из зоны 3 в зоны
2, 4. Верхняя прямая
подача в прыжке.

Коллективна
я

2

февра

1

Верхняя прямая подача в

Коллективна

групповые
тренировочные
занятия

23

ль

прыжке. Прием мяча с
я
подачи в зону. Верхняя
прямая подача в прыжке.
Прием мяча с подачи в
зону 3. Вторая передача из
зоны 3 в зоны 2, 4

февра
ль

1

Атакующие
удары.Прямой
нападающий удар; ритм
разбега в три шага;
ударное движение кистью
по мячу: стоя у стены;
удар через сетку,
подброшенному
партнером; удар с
передачи. Нападающий
удар по неподвижному
мячу Нападающий удар с
собственного
подбрасывания мяча
Прямой нападающий удар
с разбега. Одиночное
блокирование.

Коллективна
я

февра
ль

1

Групповые действия
волейболистовВзаимодей
ствие при первой
передаче игроков зон 3, 4
и 2; при второй передаче
игроков зон 3, 4, 2;
взаимодействие при
первой передаче игроков
зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при
приёме подачи. Прямой
нападающий удар.
Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая

Коллективна
я

групповые
тренировочные
занятия

передача из зоны 3 в зоны
2, 4.

24

март

1

Нападающий удар с
поворотом туловища
Индивидуальное
блокирование.
Нападающий удар без
поворота туловища (с
переводом рукой).
Групповое блокирование.

Коллективна
я

25

март

1

Упражнения на развитие
прыгучести.Прыжковые
упражнения с
отягощениями и без
них.Прыжки с места, с
разбега, доставая
баскетбольный щит,
кольцо. Прямой
нападающий удар.
Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны
2, 4. Упражнения на
развитие прыгучести.
Прыжки из глубокого
приседа.Прыжки со
скакалкой на двух ногах
(варианты: с ноги на ногу;
с продвижением вперед;
на одной ноге; в приседе;
высоко поднимая бёдра).
Нападающий удар с
поворотом туловища
Индивидуальное
блокирование.
Блокирование в прыжке;

Коллективна
я

групповые
тренировочные
занятия

блокирование удара по
подброшенному мячу
(блокирующий на
подставке, на площадке),
удар с передачи (блок)

26

март

1

Прямой нападающий
удар. Верхняя прямая
подача в прыжке. Прием
мяча с подачи в зону 3.
Вторая передача из зоны 3
в зоны 2, 4. Нападающий
удар без поворота
туловища (с переводом
рукой). Групповое
блокирование. Прямой
нападающий удар.
Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны
2, 4. Нападающий удар с
поворотом туловища
Индивидуальное
блокирование.

Коллективна
я

27

март

1

Нижняя прямая, верхняя
прямая подачи по
определенным зонам.
Неожиданные передачи
мяча через сетку на
площадку соперника.
Групповые тактические
действия в нападении:
взаимодействие игрока
зоны 6 с игроком зоны 3.

Коллективна
я

групповые
тренировочные
занятия

28

апрел
ь

1

Групповые тактические
действия в нападении:

Коллективна
я

групповые
тренировочные

взаимодействие игрока
зоны 3 с игроком зоны
2.Система игры в защите
«углом вперед». Учебно –
тренировочная игра в
волейбол с заданиями.

занятия

29

апрел
ь

1

Совершенствование
техники нападающего
удара по блоку в аут.
Совершенствование
техники нападающего
удара в зону 4.

Коллективна
я

30

апрел
ь

1

Совершенствование
техники нападающего
удара в зону 1.
Совершенствование
техники нападающего
удара в зону 6.

Коллективна групповые
я
тренировочные
занятия

31

апрел
ь

1

Совершенствование
техники нападающего
удара по диагонали.
Совершенствование
техники нападающего
удара в зону 5.

Коллективна групповые
я
тренировочные
занятия

2

май

1

Совершенствование
техники нападающего
удара в зону 2.

Коллективна групповые
я
тренировочные
занятия

33

май

1

Совершенствование
техники нападающего
удара в зону 3.
Организация и судейство
учебно-тренировочных
игр, соревнований между
классами. Проведение
разминки тренировочных

Коллективна групповые
я
тренировочные
занятия

34

занятий.
май

1

Организация и
проведение соревнований
на первенство школы по
волейболу среди команд
юношей и девушек.
Организация и
проведение соревнований
на первенство школы по
волейболу среди команд
юношей и девушек кл.
Совершенствование всех
технических приёмов.
Сдача контрольных
нормативов.

Коллективна
я

3.4.Лист корректировки дополнительной общеобразовательной программы по «Волейболу» на 2022-2023 учебный год.
№

Тема занятия

Причина
корректировки

Способ
корректировки

3.5.План Воспитательной работы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ
Объединение «Волейбол» (педагог Авдеева Ю.А.)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»
Тема воспитательной работы: "Развитие социальной компетентности детей и подростков" Календарно-тематический план - график
воспитательной работы на 2023/2024
Дата
Название мероприятия
Направление ∗
Модуль ∗∗
Примеча
ние
Сентябр Родительское собрание.
Духовно
нравственное Работа с
ь
День г.о. Мытищи.
родителями»
Беседа "Моя малая
Родина"
Октябрь

День Учителя. Концерт
Государственный флаг
РФ Культурологическое
Духовно

нравственное
«Выставки, концерты,
спектакли» «Детские
объединения»

Ноябрь

День народного
единства. Викторина
"Россия
Новогодний праздник.
Культурологическое
«Выставки, концерты,
спектакли»

Родина моя"
Гражданско

Декабрь

Январь

Родительское собрание.
Спортивная эстафета
Физическое «Работа с
родителями»

Новогодний
праздник.
Культурологическое
«Выставки, концерты,
спектакли»
Родительское
собрание. Спортивная
эстафета Физическое
«Работа с
родителями»

День Учителя.
Концерт
Государственный
флаг РФ
Культурологическое
Духовно
патриотическое
«Ключевые дела»
Новогодний праздник.
Культурологическое
«Выставки, концерты,
спектакли»
Родительское
собрание. Спортивная
эстафета Физическое
«Работа с
родителями»

Февраль
Март

День защитника
Отечества. Урок
мужества Духовно
Международный
женский день. Праздник
"День Мамы"
Культурологическое
«Выставки, концерты,
спектакли».

Апрель

День экологии.
Субботник "Приведи в
порядок сою планету"
Экологическое
воспитание «Ключевые
дела»

Май

День Победы. Беседа
"Чтобы помнили..."
Гражданско

нравственное
«Ключевые дела»

День защитника
Отечества. Урок
мужества Духовно
Международный
Международный
женский день.
женский день.
Праздник "День
Праздник "День
Мамы"
Мамы"
Культурологическое
Культурологическое
«Выставки, концерты, «Выставки, концерты,
спектакли».
спектакли».
День экологии.
День экологии.
Субботник "Приведи Субботник "Приведи
в порядок сою
в порядок сою
планету"
планету"
Экологическое
Экологическое
воспитание
воспитание
«Ключевые дела»
«Ключевые дела»
патриотическое
День Победы. Беседа
«Ключевые дела»
"Чтобы помнили..."
Гражданско


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».