Тема исследовательского проекта: «Судьба,
опаленная войной»
Название тематического
направления конкурса, в котором представлен проект: «Угон мирных жителей СССР
на принудительные работы в Германию как акт геноцида»
Обоснование актуальности исследовательского проекта:
АКТУАЛЬНОСТЬ темы
исследовательского проекта обусловлена сохранением исторической памяти о тех,
кто находился на принудительных работах в Германии, кто побывал в фашистских
концлагерях и испытал весь ужас
фашистского геноцида. В своей работе, используя воспоминания Веры Венедиктовны
Лобановой, как ценные свидетельства о том страшном времени, мы хотим показать как
люди, пройдя через неимоверные испытания, смогли все преодолеть и вернуться к
мирной жизни. Мы должны сохранить память о невинных жертвах, павших в лагерях смерти и чудом выживших.
Данная тема формирует у подрастающего поколения патриотизм, бережное отношение к истории своей
страны.
Цель, задачи и предполагаемый результат, представленный в заключении исследовательского проекта
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: на основе исторических фактов и воспоминаний
бывшей узницы, раскрыть реальную ситуацию, которая складывалась в фашистских
концентрационных лагерях, рассказать о зверствах, которые чинились над пленными,
в том числе женщинами и детьми, сформировать у подрастающего поколения активную
гражданскую позицию и неприятие фашистской идеологии.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить по проблеме геноцида советских граждан в годы
Великой Отечественной войны литературу и документы, хранящиеся в фондах Музея
краеведения и истории грязелечения города Саки
2. Проанализировать собранную информацию
3. На примере судьбы Лобановой Веры Венедиктовны показать ужас
фашистского геноцида по отношению к советским гражданам
4. Способствовать воспитанию патриотизма как основы воспитания
личности гражданина и патриота,
непримиримости к фашизму, неофашизму и другим проявлениям дискриминации
человечества
Описание этапов проектной работы
1. Подготовительный. Выбор и
утверждение темы проекта. Определение
цели и задач проекта. Разработка
плана работы. Создание творческой группы.
2. Поисковый. Сбор, анализ и
обработка информации, архивных данных,
современной литературы по вопросу геноцида советского народа в годы Великой
Отечественной войны.
3. Практический. Отбор информации
и составление описательной части проекта. Подготовка к оформлению презентации.
4. Презентационный. Съемка
видеоролика. Изучение возможностей использования результатов проекта.
Выводы: обобщение результатов,
полученных по каждой задаче, обоснование их взаимосвязи. На примере судьбы нашей
землячки, Лобановой Веры Венедиктовны,
мы показали, какие ужасы пришлось испытать нашим соотечественникам в период
Великой Отечественной войны.
Но фашистам не удалось сломить
ни голодом, ни пытками, ни
издевательствами стойкость и волю наших
людей. Их биографии – это настоящие уроки мужества для нас, молодого поколения.
Их нужно знать. Ни забыть, ни простить всех этих злодеяний нельзя! А тем более,
допустить, чтобы все это повторилось снова!
Уроки прошлого нельзя забывать,
чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. История Великой
Отечественной войны, история геноцида народов Советского Союза – это не
абстрактная история, это история каждой семьи, она будет иметь значение для
многих поколений наших потомков, и они тоже будут смотреть парад и военные
фильмы, петь военные песни, гордиться предками и страстно желать, чтобы те
страшные четыре года, которые нашим семьям и ближайшим соседям пришлось
пережить, никогда не повторились. Помнить, чтобы не допустить...
У таких действий против
человечества и мира нет срока и места давности.
Перспективность развития темы исследовательского проекта
1. Пополнение фонда школьного краеведческого музея материалом о
судьбах односельчан, перенёсших ужасы фашистского плена.
2. Включение данного исследования в проведение уроков истории
по теме «Великая Отечественная война».
3. Использование собранного материала во внеклассной и
внешкольной работе.
4. Продолжить работу по сбору и изучению информации о жителях
г. Саки, ставших жертвами фашизма
Использованные источники и научная литература
1. Ни давности, ни забвения… По материалам Нюрнбергского
процесса. – М.: Юрид. лит., 1985. – 400 с.
2. Вера: надежда и любовь// Слово города. - 2008.-
5 апреля.- С. 11
3. Мацуленко В.А. Великая Победа //История, № 4.-1985
4. Архивные материалы Музея краеведения и истории грязелечения города Саки