СОГЛАСОВАНО Педагогический совет МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» (протокол от «03» ноября 2022г. № 14) УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» от «03» ноября 2022г. № 496-Д ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся (далее – Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования, утв. приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; а также Уставом МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» (далее – ОУ) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Настоящее Положение является локальным актом ОУ, регламентирующим содержание, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости, порядок промежуточной аттестации учащихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). 1.3. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся в ОУ. 1.4. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются ОУ самостоятельно. 1.5. При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся используются следующие понятия: Оценка − это словесная характеристика результатов любого действия обучающегося. Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл). 1.6. Текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка знаний обучающихся, которая проводится педагогическим работником на учебных занятиях в соответствии с образовательной программой (текущее оценивание, контрольные и самостоятельные работы, в том числе, административные контрольные работы), оценивание за четверть, полугодие. 1.7. Промежуточная аттестация обучающихся – это нормативно регламентированная деятельность педагогических работников и (или) иных должностных лиц ОУ, заключающаяся в установлении соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения образовательной программы на момент окончания учебного года и завершающаяся принятием решения о возможности, формах и условиях продолжения обучения аттестуемых лиц в ОУ. 1.8. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является: обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважения их личности и человеческого достоинства; установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебногоплана ОУ, их практических умений и навыков; соотнесение фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам с требованиями программы и федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях обучения; контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического графика изучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). 1.9. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью внутренней системы оценки качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 1.10. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом (индивидуальным учебным планом) на соответствующие части образовательной программы. 1.11. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимися результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. II. Текущий контроль успеваемости обучающихся 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных и метапредметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций. 2.2. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются учителем, преподающим этот предмет, и отражаются в календарно-тематических планах, рабочих программах учителя. 2.3. Текущему контролю подлежат знания обучающихся 2-11 классов школы. Текущий контроль осуществляется по всем предметам учебного плана. 2.4. Успеваемость всех обучающихся 2-11 классов ОУ подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе. 2.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по темам в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием образовательной программы. 2.6. Формами текущего контроля усвоения содержания образовательных программ могут являться: письменная проверка – домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, стандартизированные письменные работы, создание (формирование) электронных баз данных и т.д.; устная проверка – устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, выразительное чтение (в том числе, наизусть), стандартизированные устные работы и т.д.; комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм, проверка с использованием электронных систем тестирования, изготовление макетов, действующих моделей, защита проектов, самоанализ, самооценка, наблюдение; проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учѐт учебных достижений учащихся. 2.7. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, не допускается проведение текущего контроля успеваемости: в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы; в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не посещавших занятия по уважительной причине; на первом и последнем уроках, за исключением тех уроков, которые проводятся один раз в неделю. Не допускается проведение: контрольных работ чаще одного раза в две с половиной недели по каждому учебному предмету в одной параллели; более одной контрольной работы в день для одного класса. 2.8. При организации текущего контроля успеваемости обучающихся в соответствии с ФГОС проводятся следующие мероприятия: оценивание достижения планируемых результатов – личностных, метапредметных, предметных с использованием комплексного подхода; организация работы по накопительной системе оценки в рамках Портфолио обучающихся; проведение текущих и итоговых стандартизированных работ по учебным предметам. 2.9. По учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» вводится безотметочное обучение. Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов. 2.10. В случае если творческая работа является домашним заданием, учитель вправе устанавливать сроки сдачи работы. Нарушение срока сдачи работы на одну неделю даёт право учителю снизить отметку на один балл, более чем на одну неделю - не принимать работу и выставить в журнал отметку «2». 2.11. Обучающиеся, освобождённые от занятий физической культурой по медицинским показаниям на неделю, месяц, четверть, год, изучают теоретическую часть программы, оцениваются на основе различных форм устного и письменного опроса, рефератов. О форме текущего контроля по физкультуре учитель сообщает обучающемуся заранее. 2.12. Отсутствие обучающегося на предыдущем уроке не освобождает его от текущего оценивания успеваемости. Восполнение обучающимся знаний по пропущенному материалу производится самостоятельно или по его просьбе при помощи учителя. 2.13 Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающегося, его родителей (законных представителей), учителя-предметника. 2.14. Отметка за четверть, полугодие также является формой текущего оценивания. Отметка при четвертной, полугодовой аттестации является единой и отражает в обобщённом виде все стороны освоения образовательной программы обучающимся за текущий учебный период (четверть, полугодие). 2.15. Выставление отметки за четверть, полугодие может сопровождаться выполнением обучающимися контрольных работ, тестов. Проведение контрольных работ осуществляется в соответствии с рабочими программами учителей или в соответствии с планом внутренней оценки качества образования ОУ. 2.16. Отметки, полученные обучающимся за изучение наиболее важных тем, за выполнение самостоятельных, проверочных, творческих, лабораторных, тестовых тематических работ и контрольных работ имеют определяющее значение при выставлении отметки за учебный период. 2.17. Отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) за учебный период (четверть, полугодие) выставляются в электронный журнал за 3 дня до окончания периода. 2.18. Четвертные отметки выставляются при наличии трёх и более текущих отметок за соответствующий период, полугодовые отметки выставляются при наличии пяти и более текущих отметок за соответствующий период. 2.19. Оценивание обучающихся проводится: по итогам четверти в 2-9 классах, по итогам полугодия в 10-11 классах. 2.20. При выведении отметки за четверть, полугодие осуществляется личностноориентированный подход, учитывающий динамику индивидуальных образовательных достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 2.21. Отметки за четверть по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое текущего контроля успеваемости и выставляются всем обучающимся школы в электронный журнал целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 2.22. Для обучающихся, ранее не изучавших или изучавших другой иностранный язык, удовлетворительная отметка выставляется на основе базовых умений читать, переводить с учетом продвижения относительно себя. 2.23. Обучающиеся, изучающие предметы учебного плана в формах семейного обучения, самообразования, очно-заочной и заочной формах, оцениваются согласно Положениям ОУ о данных формах обучения. 2.24. Вопрос об оценивании обучающихся, пропустивших по каким-либо причинам более половины учебного времени, не имеющих необходимого количества отметок, приступивших к обучению в ОУ в конце учебного периода (четверти, полугодия) решается в индивидуальном порядке: по согласованию с родителями (законными представителями) выставляется на основе результатов письменной работы или устного ответа педагогическому работнику в формах, предусмотренных для текущего контроля успеваемости, по пропущенному материалу, а также результатов четвертной письменной работы. Родители в письменной форме информируют ОУ о желании получить отметку за четверть (полугодие) в дополнительные сроки. Заместителем директора по УВР составляется график проведения контрольных мероприятий для данного обучающегося, директором ОУ издаётся приказ. 2.25. Классные руководители контролируют предоставление информации о результатах учебного процесса родителям (законным представителям) учащихся в электронной форме (через электронный дневник) или в бумажной форме (распечатка результатов обучения учащихся из электронного журнала) для различных категорий пользователей. III. Промежуточная аттестация обучающихся 3.1. Промежуточная аттестация – это отметка, полученная обучающимся за учебный год. 3.2. Промежуточная аттестация также может сопровождаться выполнением обучающимися контрольных работ, тестов. Проведение контрольных работ осуществляется в соответствии с рабочими программами учителей или в соответствие, с планом внутренней оценки качества образования ОУ. 3.3. В качестве итоговых контрольных работ, как формы промежуточной аттестации, используются Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР) в целях исключения дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР. 3.4. Содержание и структура ВПР определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на соответствующий учебный год. 3.5. В случае отсутствия обучающегося в день проведения ВПР, ему предоставляется возможность выполнить итоговую контрольную работу (по заданиям ВПР) в дополнительные сроки. 3.6. Отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) за учебный год выставляются в электронный журнал не позднее 3 дней до окончания учебного года. 3.7. При выведении отметки за год также осуществляется личностно ориентированный подход, учитывающий динамику индивидуальных образовательных достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной программы. 3.8. Для обучающихся, ранее не изучавших или изучавших другой иностранный язык, удовлетворительная отметка за год выставляется на основе базовых умений читать, переводить с учетом продвижения относительно себя. 3.9. Обучающиеся, изучающие предметы учебного плана в формах семейного обучения, самообразования, очно-заочной и заочной формах, оцениваются согласно Положениям о данных формах обучения. 3.10. Вопрос о промежуточной аттестация обучающихся, пропустивших по каким-либо причинам более половины учебного года, не имеющих необходимого количества отметок, приступивших к обучению в ОУ в конце учебного года, решается в индивидуальном порядке: по согласованию с родителями (законными представителями) проводятся консультации учителямипредметниками, тематический контроль и (или) промежуточная аттестация до завершения учебного периода. 3.11. Обучающиеся, не посещающие ОУ (не изучающие какие-либо учебные предметы) по каким-либо причинам, считаются имеющими академическую задолженность. 3.12. При проведении годовой письменной или устной работы необходимо учесть: работа проводится во время учебных занятий в рамках учебного расписания; продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени одного урока; в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное мероприятие проводится не ранее второго урока и не позднее четвертого урока; материалы для проведения годовой письменной или устной работы готовятся педагогическими работниками; содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС общего образования, рабочих программ. 3.13. Годовая письменная или устная работа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом их психофизиологического состояния и возможностей. 3.14. Обучающимся, заболевшим во время контрольных мероприятий, предоставляется возможность прохождения годовой письменной или устной работы в дополнительное время. 3.15. Обучающимся, выезжающим на учебно-тренировочные сборы, олимпиады школьников, российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры и иные подобные мероприятия, а также отъезжающим на постоянное место жительства за рубеж могут быть по заявлению обучающихся (их законных представителей) изменены сроки и порядок проведения годовой письменной или устной работы. 3.16. Результаты годовой письменной или устной работы обучающихся отражаются в электронном журнале в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась. 3.17. Годовые отметки выставляются на основе четвертных (полугодовых) отметок как среднее арифметическое с учетом годовой письменной (контрольная работа, диктант, изложение с творческим заданием, сочинение, тест и т.д.) или устной (проверка техники чтения, защита реферата, зачет, собеседование т.д.) работы. 3.18. Сведения о результатах промежуточной аттестации доводятся до обучающихся и их родителей (законных представителей) посредством электронного журнала и электронного дневника обучающегося. 3.19. Родители получают доступ к информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной аттестации обучающихся через электронный дневник, связанный с электронным журналом, или посредством индивидуального обращения к педагогу, проводящему соответствующие занятия, классному руководителю, уполномоченному представителю администрации. 3.20. Выписка из электронного классного журнала с результатами промежуточной аттестации предоставляется по заявлению совершеннолетних учеников и родителей (законных представителей) несовершеннолетних учеников. 3.21. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются, в соответствии с решением педагогического совета, основанием для перевода в следующий класс, для допуска к государственной итоговой аттестации. 3.22. Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся обсуждаются на заседании педагогического совета. 3.23. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс. 3.24. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации («2» за год) по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 3.25. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности возлагается на их родителей (законных представителей). 3.26. Ликвидация академической задолженности и перевод обучающихся, имеющих академическую задолженность, в следующий класс, осуществляется в соответствии с локальными актами МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова». IV. Специальные условия проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ 4.1. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ОВЗ включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнемонических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию при необходимости она прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению, картинный план и др.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения. 4.2. Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том числе с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. 4.3. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. Не допускается завышение оценок обучающимся во избежание формирования ложных представлений о результатах обучения. V. Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации 5.1. Участниками процесса промежуточной аттестации считаются: обучающийся и учитель, преподающий предмет в классе. Права обучающегося представляют его родители (законные представители). 5.2. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, имеет право: разрабатывать материалы для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год; проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям государственного образовательного стандарта. 5.3. В случае несогласия обучающихся и их родителей (законных представителей) с выставленной итоговой отметкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей (законных представителей) приказом по школы создаётся комиссия из трёх человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле обучающегося. VI. Заключительные положения 6.1 Настоящее Положение является локальным нормативным актом, рассматривается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора ОУ. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 6.5. В соответствии с новыми ФГОС НОО (ООО), утверждёнными приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (№ 287): Годовая отметка по учебному предмету «Математика» за последний год освоения ООП ООО (за 9-й класс) определяется как среднее арифметическое годовых отметок за учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и выставляется всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Годовая отметка по учебному предмету «История» за последний год освоения ООП ООО (за 9-й класс) определяется как среднее арифметическое годовых отметок за учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» и выставляется всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления.