РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» Протокол от 30 августа 2021 г. №12 УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» от 31 августа №378-Д ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 505919DFAB13B62B2199C18CADF2FEAC Владелец: Симонова Алёна Валерьевна Действителен: с 18.02.2022 до 14.05.2023 ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), внеурочной деятельности МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» (новая редакция) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), внеурочной деятельности (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.2. Настоящее Положение регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности. 1.3. Положение разработано в соответствии: 1.3.1. С нормативными правовыми актами методическими документами федерального уровня: – Федеральнымзакономот29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; –Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам–образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв.приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015; –Федеральнымгосударственнымобразовательнымстандартом(далее– ФГОС)начальногообщегообразования,утв.приказомМинобрнаукиРоссииот06.10.2009№373; – ФГОСосновногообщегообразования,утв.приказомМинобрнаукиРоссииот17.12.2010№1897; – ФГОСсреднегообщегообразования,утв.приказомМинобрнаукиРоссииот17.05.2012№413; - Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089 (с изменениями); - Приказом Министерства просвещения №712 от 11.12.2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; - Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); - Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. 1.3.2. Правоустанавливающимидокументамиилокальныминормативнымиактамиобщеобразовательнойорганизации(далее–ОО): – Уставом МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова»; - Основной образовательной программой школы (ООП НОО, ООП ООО ФГОС, ООП ООО ФК ГОС, ООП СОО); - Учебным планом МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова»; – Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО; – Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений обучающихся в ОО; – Положением о внутренней системе оценки качества образования; – Положением о формах обучения. 1.4. В Положении использованы следующие основные понятия и термины: – Рабочая программа – это локальный нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля), требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с ФГОС (ФКГОС) в условиях ОО. – примернаяпрограмма–готоваяпрограмма,входящаявучебно-методическиекомплекты; – оценочныесредства–методыоценкиисоответствующиеимконтрольно-измерительныематериалы. 1.5. Рабочая программа является служебным произведением; исключительное право на нее принадлежит работодателю (еслитрудовымилиинымдоговороммеждуработодателемиавторомнепредусмотреноиное). 1.6. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). 1.7. Задачи рабочей программы: дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета (курса, дисциплины, модуля, внеурочной деятельности); определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля, внеурочной деятельности) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса ОО и контингента обучающихся. 1.8. Функции рабочей программы: нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагающая: определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; определяющая содержание образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих освоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; процессуальная: определяет логическую последовательность освоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочная: выявляет уровни освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки планируемых результатов освоения материала обучающимися. 1.9. Рабочая программа входит в состав содержательного раздела основной образовательной программы. 1.10. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОО в рамках реализации образовательной программы, относятся: программы по учебным предметам (образовательной области); программы элективных курсов, курсов по выбору; программы факультативных занятий; программы внеурочной деятельности. 2. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции ОО и реализуется ею самостоятельно. 2.2. Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету (курсу, дисциплине (модулю), факультативу, внеурочной деятельности). 2.3. Учитель выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа: рабочая программа разрабатывается на учебный год; рабочая программа разрабатывается на тот период реализации ООП, который равен сроку освоения учебного предмета (курса, дисциплины (модуля), факультатива, внеурочной деятельности) или по желанию учителя - ежегодно. 2.4. Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), факультатива, внеурочной деятельности является основой для создания учителем календарно-тематического планирования на каждый учебный год. 2.5. Учитель, опираясь на примерную программу дисциплины, утвержденную Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторскую программу, прошедшую экспертизу и апробацию), вправе: раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных во ФГОС; расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, не допуская исключения программного материала; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами, уроками по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОО; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимся; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся; заменять лабораторные работы, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями; распределять резервное время. 2.6. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся. 3. ОФОРМЛЕНИЕ И СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1см, а слева 2 см; на листах формата А4, разметка страницы (ориентация) – книжная (альбомная). Таблицы вставляются непосредственно в текст. Рабочая программа должна иметь сквозную нумерацию. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. 3.2.Структура рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), факультативов, внеурочной деятельности должны содержать: -Титульный лист. - Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), факультативов, внеурочной деятельности. - Содержание учебного предмета, курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. - Целевые приоритеты воспитания. 5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и с учетом рабочей программы воспитания. 5. Календарно-тематическое планирование. 3.3. В состав рабочей программы должен входить воспитательный компонент – модуль «Школьный урок», элементы которого должны прослеживаться либо в структуре рабочей программы, либо в поурочном планировании педагога. 3.4. Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним. 3.5. Требования к структурным элементам рабочей программы Элементы рабочей программы Титульный лист (Приложение № 1) Содержание элементов рабочей программы наименование Школы; название учебного предмета, курса, факультатива, для изучения которого написана программа; указание класса, параллели или уровня общего образования, в которых изучается курс; уровень изучения предмета – базовый или профильный; Ф.И.О. учителя; Грифы: рассмотрения (с указанием № и даты протокола заседания методического объединения), согласования с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждения (с указанием даты и подписи руководителя образовательного учреждения); год составления рабочей программы. (Приложение № 1) Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе 1. Планируемые результаты освоения конкретного В соответствии с требованиями, установленными ФГОС: учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням; курса требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны научиться, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно тематическому плану и в соответствии 2. Содержание учебного с основной образовательной программой школы. курса Перечень и название разделов и тем курса; необходимое количество часов для изучения раздела, темы; содержание учебной темы: • основные изучаемые вопросы; • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; • формы и темы контроля; • возможные виды самостоятельной работы учащихся. 3. Целевые приоритеты воспитания ЦЕЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТРЕМ УРОВНЯМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; - уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. .2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектнойдеятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственныхпроизведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектнойдеятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственныхпроизведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации Тематическое планирование содержит: 4. Тематическое наименование тем с указанием общего количества часов на изучение данной темы по рабочей программе и в сравнении по примерной (авторской) программе; планирование с название и количество обязательных видов работ практической части программ. Тематическое планирование указанием составляется в виде таблицы; количества часов, Примерный образец тематического планирования: отводимых на Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и изучение каждой с учетом рабочей программы воспитания темы и с учетом рабочей программы № Название Количество часов Количество контрольных Модуль воспитательной воспитания раздела темы работ программы «Школьный и тем урок» По рабочей программе По рабочей программе Итого: Календарнотематическое планирование Календарно-тематическое планирование должно отражать последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов на раздел и тему, практические, лабораторные, диагностические, контрольные работы, проводимые в рамках каждого раздела, темы, виды и формы диагностики и контроля, а также планируемые сроки и др. Календарно-тематическое планирование может быть составлено на параллель, т.е. 1А,Б или 2А,Б и т.д. Нумерация уроков, занятий сквозная. Примерный образец: № урока Тема урока Количество часов Дата по плану Дата по факту Календарно-тематический план обязательно должен включать следующие элементы: № урока, тема урока, количество часов, дата проведения (план, факт). Учитель вправе включать в тематическое планирование другие дополнительные разделы в соответствии со спецификой предмета. Лист корректировки Корректировка рабочей программы в течение учебного года производится в случае потери 2-х и более часов (карантин, рабочей программы б/лист учителя, курсы, болезнь ребенка и т.д.). Директор школы на основании заявления учителя издаёт приказ о корректировке рабочей программы, где прописан способ коррекции программы. (приложение № 2) Текущая корректировка проводится с первой четверти по мере необходимости. Лист корректировки не прошивается в календарно-тематическое планирование. 3.6. Критерии оценивания по учебному предмету являются обязательными отдельными документами, которые хранятся на рабочем месте учителя-предметника в свободном доступе. 3.7. Календарно-тематическое планирование оформляется как часть рабочей программы, конкретизирует содержание тем, разделов. 3.8. Страницы нумеруются, рабочая программа прошивается и скрепляется печатью школы и подписью руководителя общеобразовательного учреждения. 3.9. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте. Печатная версия рабочей программы хранится учителя, а электронная версия у заместителя директора по УВР в течение всего периода ее реализации с проставленными датами до конца учебного года, с целью использования их учителями – предметниками на момент замещения уроков. Коррекция в рабочие программы, которые хранятся в учебной части, вносится один раз в конце каждой четверти. 4. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4.1. Изменения в календарно-тематическое планирование вносятся в связи с необходимостью корректировки сроков ее выполнения по следующим причинам: карантин; курсовая переподготовка учителя (если нет возможности замены); болезнь учителя (если нет возможности замены). 4.2. Корректировка календарно-тематического планирования может быть осуществлена посредством: укрупнения дидактических единиц; сокращения часов на проверочные работы; оптимизации домашних заданий; вывода (в старших классах) части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем; 4.3. Допускается сокращение учебных часов не более 10% от общего количества часов на изучение предмета. 4.4. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического раздела из программы. 4.5. Корректировка календарно-тематического планирования проводится согласно срокам и порядку, установленным в приказе руководителя. 4.6. В случае необходимости корректировки рабочих программ руководитель ОО издает приказ о внесении изменений в основную образовательную программу в части корректировки содержания рабочих программ. 4.7. Корректировка рабочих программ проводится согласно срокам и порядку, установленным в приказе руководителя и отражается в листе коррекции по необходимости. 5. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Утверждение программы предполагает следующие процедуры: обсуждение программ (их электронных вариантов) на заседании предметного методического объединения до 28 августа «РАССМОТРЕНА»; получение согласования у заместителя директора по УВР до 30 августа «СОГЛАСОВАНА»; программа вводится в действие приказом руководителя школы не позднее 01 сентября текущего учебного года «УТВЕРЖДЕНА». 5.2. Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов. 5.3. В случае несоответствия программы установленным требованиям заместитель директора по УВР направляет программу на доработку с указанием конкретного срока исполнения. 5.4. Все изменения, дополнения, которые педагоги вносят в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА СТЕПАНОВА» ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения МБОУ «Школа-лицей им.Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова» Протокол № ___ от 25.08. 2021 г. по СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» _____________________/ ____ ______________2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДЕНА приказ МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» от 31.08. 2021 г № 387- Д . русскому языку (наименование учебного предмета или курса) Уровень образования ______ _начальное общее образование (начальное, основное или среднее общее образование) Уровень изучения предмета (базовый, профильный)______базовый___ Класс _________________________1-а_______________________ _____ Учитель (Ф.И.О.) Количество часов: всего за год___165____; в неделю____5_____________ (общее количество за год, в неделю) Срок реализации программы ________1 год______________________________________________________________________________ Программа разработана на основе: • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), (ФГОС, М., «Просвещение», 2010 год,); • Концепций духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (М.: Просвещение, 2010г.); • Рекомендаций Примерной программы (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., «Просвещение», 2011 год); • Рекомендаций Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях, М., «Просвещение», 2011 год); • Авторской программы (Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.), авторской программы ( В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин (обучение грамоте); • Приказ Министерства просвещения №712 от 11.12.2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» 2021/2022 учебный год Согласовано Заместитель директора по УВР ________________ _____ Утверждено Директор МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» Н.В.Игнатова ________________ 2021 г. __________________ 2021 г. Лист коррекции рабочей программы учителя _____________________________ по _________________________________________________ в _________________ классе № п/п Название раздела, темы Тема урока Дата проведения по плану 11 Причина корректировки Корректирующие Дата мероприятия проведения по факту Примечания 12