РАССМОТРЕНО
на заседании Педагогического совета
МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского
Союза Ф.Ф. Степанова»
Протокол от 30 августа 2021 г. №12
УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
от 31 августа №378-Д
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 505919DFAB13B62B2199C18CADF2FEAC
Владелец: Симонова Алёна Валерьевна
Действителен: с 18.02.2022 до 14.05.2023
ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), внеурочной деятельности
МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
(новая редакция)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), внеурочной деятельности (далее
Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Настоящее Положение регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам
и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности.
1.3. Положение разработано в соответствии:
1.3.1. С нормативными правовыми актами методическими документами федерального уровня:
– Федеральнымзакономот29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
–Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам–образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв.приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;
–Федеральнымгосударственнымобразовательнымстандартом(далее–
ФГОС)начальногообщегообразования,утв.приказомМинобрнаукиРоссииот06.10.2009№373;
– ФГОСосновногообщегообразования,утв.приказомМинобрнаукиРоссииот17.12.2010№1897;
– ФГОСсреднегообщегообразования,утв.приказомМинобрнаукиРоссииот17.05.2012№413;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089 (с изменениями);
- Приказом Министерства просвещения №712 от 11.12.2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской
программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
1.3.2. Правоустанавливающимидокументамиилокальныминормативнымиактамиобщеобразовательнойорганизации(далее–ОО):
– Уставом МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова»;
- Основной образовательной программой школы (ООП НОО, ООП ООО ФГОС, ООП ООО ФК ГОС, ООП СОО);
- Учебным планом МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова»;
– Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
– Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений обучающихся в
ОО;
– Положением о внутренней системе оценки качества образования;
– Положением о формах обучения.
1.4. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
– Рабочая программа – это локальный нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения учебного предмета (курса,
дисциплины, модуля), требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися
(выпускниками) в соответствии с ФГОС (ФКГОС) в условиях ОО.
– примернаяпрограмма–готоваяпрограмма,входящаявучебно-методическиекомплекты;
– оценочныесредства–методыоценкиисоответствующиеимконтрольно-измерительныематериалы.
1.5. Рабочая программа является служебным произведением; исключительное право на нее принадлежит работодателю
(еслитрудовымилиинымдоговороммеждуработодателемиавторомнепредусмотреноиное).
1.6. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной
учебной дисциплине (образовательной области).
1.7. Задачи рабочей программы:
дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного
учебного предмета (курса, дисциплины, модуля, внеурочной деятельности);
определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля, внеурочной деятельности) с учетом
целей, задач и особенностей образовательного процесса ОО и контингента обучающихся.
1.8. Функции рабочей программы:
нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагающая: определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определяющая содержание образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих освоению обучающимися
(требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная: определяет логическую последовательность освоения элементов содержания, организационные формы и методы,
средства и условия обучения;
оценочная: выявляет уровни освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки планируемых результатов
освоения материала обучающимися.
1.9. Рабочая программа входит в состав содержательного раздела основной образовательной программы.
1.10. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОО в рамках реализации образовательной
программы, относятся:
программы по учебным предметам (образовательной области);
программы элективных курсов, курсов по выбору;
программы факультативных занятий;
программы внеурочной деятельности.
2. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции ОО и реализуется ею самостоятельно.
2.2. Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету (курсу, дисциплине (модулю),
факультативу, внеурочной деятельности).
2.3. Учитель выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа:
рабочая программа разрабатывается на учебный год;
рабочая программа разрабатывается на тот период реализации ООП, который равен сроку освоения учебного предмета (курса,
дисциплины (модуля), факультатива, внеурочной деятельности) или по желанию учителя - ежегодно.
2.4. Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), факультатива, внеурочной деятельности является основой для
создания учителем календарно-тематического планирования на каждый учебный год.
2.5. Учитель, опираясь на примерную программу дисциплины, утвержденную Министерством образования и науки Российской Федерации (или
авторскую программу, прошедшую экспертизу и апробацию), вправе:
раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных во ФГОС;
расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, не допуская исключения программного материала;
устанавливать последовательность изучения учебного материала;
распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами, уроками по их дидактической значимости, а также
исходя из материально-технических ресурсов ОО;
конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимся;
включать материал регионального компонента по предмету;
выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности
обучающихся;
заменять лабораторные работы, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с
поставленными целями;
распределять резервное время.
2.6. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество
часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические
комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. ОФОРМЛЕНИЕ И СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New
Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1см, а слева 2 см; на листах формата А4,
разметка страницы (ориентация) – книжная (альбомная).
Таблицы вставляются непосредственно в текст. Рабочая программа должна иметь сквозную нумерацию. Титульный лист считается первым, но не
нумеруется.
3.2.Структура рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), факультативов, внеурочной деятельности должны
содержать:
-Титульный лист.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), факультативов, внеурочной деятельности.
- Содержание учебного предмета, курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
- Целевые приоритеты воспитания.
5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и с учетом рабочей программы воспитания.
5. Календарно-тематическое планирование.
3.3. В состав рабочей программы должен входить воспитательный компонент – модуль «Школьный урок», элементы которого должны
прослеживаться либо в структуре рабочей программы, либо в поурочном планировании педагога.
3.4. Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
3.5. Требования к структурным элементам рабочей программы
Элементы
рабочей
программы
Титульный лист
(Приложение № 1)
Содержание элементов рабочей программы
наименование Школы;
название учебного предмета, курса, факультатива, для изучения которого написана программа;
указание класса, параллели или уровня общего образования, в которых изучается курс;
уровень изучения предмета – базовый или профильный;
Ф.И.О. учителя;
Грифы: рассмотрения (с указанием № и даты протокола заседания методического объединения), согласования
с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждения (с указанием даты и подписи
руководителя образовательного учреждения);
год составления рабочей программы.
(Приложение № 1)
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
1. Планируемые
результаты освоения
конкретного
В соответствии с требованиями, установленными ФГОС:
учебного предмета,
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
конкретизируются
для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням;
курса
требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся
должны научиться, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно тематическому плану и в соответствии
2.
Содержание учебного с основной образовательной программой школы.
курса
Перечень и название разделов и тем курса;
необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
содержание учебной темы:
• основные изучаемые вопросы;
• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий,
используемые при обучении;
• формы и темы контроля;
• возможные виды самостоятельной работы учащихся.
3. Целевые
приоритеты
воспитания
ЦЕЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТРЕМ УРОВНЯМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;
- уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
.2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектнойдеятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственныхпроизведений
культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения
собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектнойдеятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственныхпроизведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации
Тематическое планирование содержит:
4.
Тематическое
наименование тем с указанием общего количества часов на изучение данной темы по рабочей программе и в
сравнении по примерной (авторской) программе;
планирование с
название и количество обязательных видов работ практической части программ. Тематическое планирование
указанием
составляется в виде таблицы;
количества часов,
Примерный образец тематического планирования:
отводимых на
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и
изучение каждой
с учетом рабочей программы воспитания
темы и с учетом
рабочей программы
№
Название
Количество часов
Количество контрольных
Модуль воспитательной
воспитания
раздела
темы
работ
программы «Школьный
и тем
урок»
По рабочей программе
По рабочей программе
Итого:
Календарнотематическое
планирование
Календарно-тематическое планирование должно отражать последовательность изучения разделов и тем с указанием
количества учебных часов на раздел и тему, практические, лабораторные, диагностические, контрольные работы,
проводимые в рамках каждого раздела, темы, виды и формы диагностики и контроля, а также планируемые сроки и др.
Календарно-тематическое планирование может быть составлено на параллель, т.е. 1А,Б или 2А,Б и т.д.
Нумерация уроков, занятий сквозная.
Примерный образец:
№
урока
Тема урока
Количество
часов
Дата по плану
Дата по факту
Календарно-тематический план обязательно должен включать следующие элементы: № урока, тема урока,
количество часов, дата проведения (план, факт).
Учитель вправе включать в тематическое планирование другие дополнительные разделы в соответствии со
спецификой предмета.
Лист корректировки Корректировка рабочей программы в течение учебного года производится в случае потери 2-х и более часов (карантин,
рабочей программы б/лист учителя, курсы, болезнь ребенка и т.д.). Директор школы на основании заявления учителя издаёт приказ о
корректировке рабочей программы, где прописан способ коррекции программы.
(приложение № 2)
Текущая корректировка проводится с первой четверти по мере необходимости. Лист корректировки не прошивается в
календарно-тематическое планирование.
3.6.
Критерии оценивания по учебному предмету являются обязательными отдельными документами, которые хранятся на рабочем месте
учителя-предметника в свободном доступе.
3.7. Календарно-тематическое планирование оформляется как часть рабочей программы, конкретизирует содержание тем, разделов.
3.8. Страницы нумеруются, рабочая программа прошивается и скрепляется печатью школы и подписью руководителя общеобразовательного
учреждения.
3.9. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте. Печатная версия рабочей программы хранится учителя, а
электронная версия у заместителя директора по УВР в течение всего периода ее реализации с проставленными датами до конца учебного года, с
целью использования их учителями – предметниками на момент замещения уроков. Коррекция в рабочие программы, которые хранятся в учебной
части, вносится один раз в конце каждой четверти.
4. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4.1. Изменения в календарно-тематическое планирование вносятся в связи с необходимостью корректировки сроков ее выполнения по
следующим причинам:
карантин;
курсовая переподготовка учителя (если нет возможности замены);
болезнь учителя (если нет возможности замены).
4.2. Корректировка календарно-тематического планирования может быть осуществлена посредством:
укрупнения дидактических единиц;
сокращения часов на проверочные работы;
оптимизации домашних заданий;
вывода (в старших классах) части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем;
4.3. Допускается сокращение учебных часов не более 10% от общего количества часов на изучение предмета.
4.4. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического раздела из программы.
4.5. Корректировка календарно-тематического планирования проводится согласно срокам и порядку, установленным в приказе руководителя.
4.6. В случае необходимости корректировки рабочих программ руководитель ОО издает приказ о внесении изменений в основную
образовательную программу в части корректировки содержания рабочих программ.
4.7. Корректировка рабочих программ проводится согласно срокам и порядку, установленным в приказе руководителя и отражается в листе
коррекции по необходимости.
5. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Утверждение программы предполагает следующие процедуры:
обсуждение программ (их электронных вариантов) на заседании предметного методического объединения до 28 августа
«РАССМОТРЕНА»;
получение согласования у заместителя директора по УВР до 30 августа «СОГЛАСОВАНА»;
программа вводится в действие приказом руководителя школы не позднее 01 сентября текущего учебного года «УТВЕРЖДЕНА».
5.2. Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов.
5.3. В случае несоответствия программы установленным требованиям заместитель директора по УВР направляет программу на доработку с
указанием конкретного срока исполнения.
5.4. Все изменения, дополнения, которые педагоги вносят в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем
директора по УВР и утверждены директором.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА СТЕПАНОВА» ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического объединения МБОУ
«Школа-лицей им.Героя Советского Союза
Ф.Ф.Степанова»
Протокол № ___ от 25.08. 2021 г.
по
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
_____________________/
____ ______________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УТВЕРЖДЕНА
приказ МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
от 31.08. 2021 г № 387- Д
.
русскому языку
(наименование учебного предмета или курса)
Уровень образования ______
_начальное общее образование
(начальное, основное или среднее общее образование)
Уровень изучения предмета (базовый, профильный)______базовый___
Класс _________________________1-а_______________________
_____
Учитель
(Ф.И.О.)
Количество часов: всего за год___165____; в неделю____5_____________
(общее количество за год, в неделю)
Срок реализации программы ________1 год______________________________________________________________________________
Программа разработана на основе:
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №
373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), (ФГОС, М., «Просвещение», 2010 год,);
• Концепций духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (М.:
Просвещение, 2010г.);
• Рекомендаций Примерной программы (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., «Просвещение»,
2011 год);
• Рекомендаций Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях, М., «Просвещение», 2011 год);
• Авторской программы (Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.), авторской программы ( В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин
(обучение грамоте);
• Приказ Министерства просвещения №712 от 11.12.2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся»
2021/2022 учебный год
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________________
_____
Утверждено
Директор МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
Н.В.Игнатова ________________ 2021 г.
__________________ 2021 г.
Лист коррекции
рабочей программы учителя _____________________________
по _________________________________________________ в _________________ классе
№
п/п
Название раздела, темы
Тема урока
Дата
проведения
по плану
11
Причина
корректировки
Корректирующие
Дата
мероприятия
проведения
по факту
Примечания
12