АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
1-4 классы
Примерная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
разработана на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который
обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового
умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс
«Литературное чтение» вводит ребёнка в мир художественной литературы, обеспечивает
формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными
видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих
способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт
решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу
после обучения грамоте. Основными задачами курса являются:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений
устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего
речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий:
прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее
представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора
(считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея,
персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер;
тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части;
стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение
слушателями).
Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного
содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, отражает
примерную последовательность изучения тем/разделов, содержит рекомендации по
объёму учебного времени с выделением резервных часов, позволяющие учитывать
индивидуальные потребности и способности обучающихся и организовывать
дифференцированный подход, а также предоставляет возможности для реализации
различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Литературное
чтение» при условии сохранения обязательной части содержания курса.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие
направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская
деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения:
соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим
школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в
произведениях нравственноэстетических ценностей, культурных традиций народов
России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались
преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора,
художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения
предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания
предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и
стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной
грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при
изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год
обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
Место предмета «литературное чтение» в учебном плане
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается
вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч: 100 ч предмета «Русский
язык» и 80 ч предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте
начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на
курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится 10 учебных недель (40 часов), во 2—4
классах — по 102 ч (3 ч в неделю в каждом классе).