МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА СТЕПАНОВА» ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского
Союза Ф.Ф. Степанова»
(протокол от 25августа 2023г. № 12)
Приложение №5
к ООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 29.08. 2023 г № 382- Д
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
____________________А.В. Симонова
29 августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
соответствует федеральной образовательной программе НОО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2023 № 372
по
родному языку (крымскотатарскому)
(наименование учебного предмета или курса)
Уровень образования ______
_начальное общее образование
(начальное, основное или среднее общее образование)
Уровень изучения предмета (базовый, профильный)______базовый___
Класс _________________________1-4_______________________ _____
Учитель Рустемова З.Р.
(Ф.И.О.)
Количество часов: 118 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе 17 часов (0,5 час в неделю)
(общее количество, за год, в неделю)
Срок реализации программы ________4 года___________________________________________________________________________________
Программа разработана на основе:
•
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями);
•
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (с
изменениями);
•
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП
НОО);
•
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
•
Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
2023
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по государственному (крымскотатарскому) языку разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Программа по государственному (крымскотатарскому) языку ориентирована на формирование
коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять межличностное и
межкультурное общение с носителями крымскотатарского языка.
Обучение государственному (крымскотатарскому) языку способствует формированию позитивного
эмоционально-ценностного отношения к крымскотатарскому языку, развитию социальных навыков,
интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры.
В ходе изучения крымскотатарского языка формируются умения обобщать, классифицировать,
сравнивать, делать выводы, а также умения, связанные с информационной культурой (читать, писать,
работать с учебной и справочной литературой). Особое внимание уделяется языковым аспектам:
толкованию значения и особенностям употребления слов, пословиц, поговорок и других фольклорных
жанров, работе над текстами, правильному использованию этнографических элементов.
Обучение в 1 классе построено как органическая часть общего курса крымскотатарского языка и
литературы и ориентировано на языковое и интеллектуальное развитие обучающихся. Обучающиеся
осваивают первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике крымскотатарского языка. Главное
внимание уделяется развитию разговорной речи обучающихся.
В содержании программы по государственному (крымскотатарскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: общие сведения о языке, язык и культура, фонетика, орфография,
морфемика (состав слова), морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
Изучение крымскотатарского языка направлено на достижение следующих целей:
развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности;
формирование определённого круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации
обучения крымскотатарскому языку.
Общее число часов, рекомендованных для изучения крымскотатарского языка, - 118 часов: в 1
классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часов (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часов (1 час в
неделю), в 4 классе - 17 часов (0,5 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Фонетика.
Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких,
губных и негубных гласных. Слогообразующая функция гласных звуков. Специфические звуки
крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж].
Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и
последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими
звуками. Произношение звуков в соответствии с нормами крымскотатарского языка. Составление
звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги.
Постановка ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика.
Различение звука и буквы. Знакомство с крымскотатарским алфавитом. Буквы къ, гъ, нъ, дж.
Функция букв е, ё, ю, я.
Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному
темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и
выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы
движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо
букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания
текста.
Слово и предложение.
Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением:
выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в
соответствии с заданной интонацией.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применением: раздельное написание слов, обозначение
гласных после мягкого слога или твёрдого, прописная (Прописная) буква в начале предложения, в
именах собственных, перенос слов по слогам без стечения согласных, знаки препинания в конце
предложения. Правописание мягкого знака в слове.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при его прослушивании (далее при самостоятельном чтении
вслух). Составление предложений, небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС
Общие сведения о языке. Язык и культура.
Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и
уважении к собеседнику. Речевой этикет на крымскотатарском языке.
Фонетика, графика, орфоэпия.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Крымскотатарский алфавит. Буквы, обозначающие
гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие гласные звуки и буквы их обозначающие. Губные гласные
звуки и буквы их обозначающие. Звонкие и глухие согласные звуки и буквы их обозначающие.
Характеристика звуков.
Алфавит. Использование знания алфавита при работе со словарями.
Буквы гъ, къ, нъ, дж.
Слог. Ударение. Перенос слов.
Лексика.
Слово. Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Тематические группы слов. Однозначные и
многозначные слова.
Синтаксис.
Словосочетание. Составление словосочетаний из заданных слов. Главное и зависимое слово в
словосочетании. Предложение. Связь слов в предложении.
Порядок слов в предложении. Выделение в устной речи одного из слов предложения (логическое
ударение). Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Главные члены
предложения. Второстепенные члены предложения (ознакомление). Выделение главных членов в
предложении. Обращение в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Отрицательное предложение. Вопросительные предложения.
Морфология.
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы. Имена собственные. Прописная буква в именах
существительных. Число имён существительных.
Склонение имён существительных в не притяжательной форме с использованием аффиксов -нинъ, нынъ, -ке, -ге, -къа, -гъа, -ни, -ны, -де, -те, -да, та, -ден, -тен, -дан, -тан.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Связь имени прилагательного
с существительным. Простые формы имён прилагательных.
Имена числительные: общее значение, вопросы. Количественные и порядковые имена
числительные. Образование порядковых числительных.
Местоимение. Личные местоимения в именительном падеже в единственном и множественном
числе. Замена существительного местоимением.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Времена глагола.
Орфография и пунктуация.
Перенос слов с учётом морфемного членения. Знак конца предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знаки). Алгоритм списывания текста.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Изложение повествовательных текстов по рисунку, наблюдений, на основе опорных слов.
Восстановление деформированных текстов.
Редактирование повествовательных текстов. Составление устных рассказов по серии рисунков.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
3 КЛАСС.
Общие сведения о языке. Язык и культура.
Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Язык как
основа национальной культуры и инструмент познания окружающей действительности.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различие гласных и согласных звуков,
звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких, губных и негубных гласных.
Слог. Ударение. Ударный слог. Буквы гъ, къ, нъ, дж. Чередование букв к, къ, п.
Использование знания алфавита крымскотатарского языка для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Лексика.
Слово. Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы. Омонимы.
Однозначные и многозначные слова.
Морфология.
Имя существительное. Собственные имена существительные. Число имён существительных.
Склонение имён существительных.
Имя прилагательное. Степени сравнения имён прилагательных. Словосочетания «существительное
и прилагательное».
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные от 1 до 1000. Образование
порядковых числительных. Трёхзначные числа.
Местоимение. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения в единственном и
множественном числе.
Глагол. Времена глагола. Положительная и отрицательная формы глагола.
Наречие. Значение и употребление в речи. Наречия места, образа действия, меры и степени.
Синтаксис.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Виды предложений.
Восклицательное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в
предложении. Распространённое и нераспространённое предложение. Простое и сложное предложение.
Вопросительные предложения с вопросительными словами и частицами -мы, -ми.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Подробное изложение повествовательных текстов по рисунку, на основе опорных слов, личных
наблюдений, по плану, сохраняя последовательность содержания. Восстановление деформированных
текстов. Составление устных рассказов по серии рисунков.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
4 КЛАСС.
Общие сведения о языке. Язык и культура.
Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект. Статус и основные функции крымскотатарского языка в Республике Крым.
Фонетика, графика, орфоэпия.
Обобщение знаний об образовании звуков речи крымскотатарского языка. Звуко-буквенный анализ
слов. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного литературного языка.
Гласные и согласные звуки.
Лексика.
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
определение прямого и переносного значения слова, распределение слов по тематическим группам.
Фразеологизмы.
Морфология.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Изменение имён существительных по
падежам. Принадлежность у имён существительных. Чередование согласных къ, к, п в корне слова у
существительных в форме принадлежности.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Правописание имён прилагательных с
дефисом. Аффиксы словообразования имён прилагательных (-лы, -ли, -лу, -лю, -сыз, -сиз, -суз, -сюз).
Степени сравнения имен прилагательных.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Четырёхзначные числа. Даты.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Притяжательные местоимения. Указательные
местоимения в единственном и множественном числе. Замена существительного местоимением.
Глагол. Значение и употребление в речи. Положительная и отрицательная формы глагола. Времена
глагола. Спряжение глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи. Наречия места, образа действия, меры и степени.
Синтаксис.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений. Однородные
члены предложения. Простые и сложные предложения. Вопросительные предложения. Связь слов в
предложении.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Изложение повествовательных текстов по рисунку, на основе опорных слов, по плану, сохраняя
последовательность содержания. Письмо разных видов текстов. Восстановление деформированных
текстов. Составление текстов поздравительных открыток, смс-сообщений, записок. Составление устных
рассказов по серии рисунков. Оформление исследований в виде презентации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КРЫМСКОТАТАРСКОМУ
ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В результате изучения крымскотатарского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
крымскотатарского языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса
крымскотатарского языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с
учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием
языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности крымскотатарского языка как
средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов
речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представление о системе крымскотатарского языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании (в том числе познавательный интерес к изучению крымскотатарского языка).
В результате изучения крымскотатарского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых
единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления
крымскотатарского языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку; определять существенный
признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой
ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму
находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном
виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации,
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных
универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению
(распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять
свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 1 классе
обучающийся научится:
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;
различать устную и письменную речь, слово и предложение;
определять роль слова в речи, его номинативную функцию;
делить речь на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем;
различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия; на слух различать интонацию
(вопросительную, утвердительную) предложения и моделировать предложения в соответствии с
заданной интонацией; осознавать единство звукового состава слова и его значения; различать звуки и
буквы (букву как знак звука), владеть позиционным способом обозначения звуков буквами;
устанавливать число и последовательность звуков в слове; сопоставлять слова, различающиеся
одним или несколькими звуками, составлять звуковые модели слов, сравнивать модели различных слов,
подбирать слова к определённой модели;
различать гласные и согласные звуки, определять их качественные характеристики;
воспринимать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков, слова в соответствии с
нормами крымскотатарского литературного языка; делить слова на слоги; определять словесное
ударение;
называть буквы крымскотатарского языка в алфавитной последовательности; владеть рукописным и
печатным начертанием прописных и строчных букв крымскотатарского языка, писать буквосочетания,
слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением;
определять лексическое значение слова (по общему представлению); осознавать словарное
богатство крымскотатарского языка, выделять слова, значение которых требует уточнения; переносить
слова по слогам;
использовать разные способы написания в зависимости от места орфограммы в слове;
писать заглавную букву в начале предложения, в именах собственных;
ставить знаки препинания в конце предложения; понимать функции небуквенных графических
средств (пробела между словами, знака переноса);
читать по слогам, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук, читать целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу, осознанно читать слова, словосочетания,
предложения и короткие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
владеть орфоэпическим и орфографическим видами чтения; устанавливать связь слов в предложении
при помощи смысловых вопросов, изменять порядок слов, восстанавливать деформированные
предложения; составлять элементарные предложения из заданного набора словоформ; понимать текст
как речевое произведение;
понимать читаемый учебный текст, последовательно и правильно списывать
текст;
воспринимать на слух речь учителя на крымскотатарском языке; понимать язык как основное
средство человеческого общения, осознавать цели и ситуации общения;
задавать несложные вопросы и отвечать на вопросы учителя (других обучающихся) (элементарный
диалог), соблюдая орфоэпические нормы;
списывать (писать) под диктовку изученные слова на крымскотатарском языке, короткие
предложения.
Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения во 2 классе
обучающийся научится:
позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении
к собеседнику;
речевому этикету на крымскотатарском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба,
пожелание и другие);
понимать смыслоразличительную функцию звуков; различать ударные и безударные гласные звуки;
использовать знание алфавита крымскотатарского языка при работе со словарями;
использовать орфоэпический словарь для решения практических задач; правильно интонировать
основные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);
понимать назначение абзаца (красной строки), употреблять знак переноса и небуквенные
графические средства, характерные для данного языка (в пределах изученного);
определять однозначные и многозначные слова (простые случаи); определять значение незнакомого
слова по контексту или уточнять в толковом словаре учебника;
различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи); переносить слова с учётом
морфемного членения;
определять части речи на основании общего грамматического значения, морфологических
признаков и синтаксической роли, по задаваемым к ним вопросам;
находить имя существительное, определять его значение; различать имена собственные;
употреблять имена существительные в не притяжательной форме, используя аффиксы -нинъ, -нынъ,
-ке, -ге, -къа, -гъа, -ни, -ны, -де, -те, -да, та, -ден, -тен, -дан, - тан;
находить глагол, определять его значение; различать времена глаголов по вопросу и значению;
находить имя прилагательное, определять его значение; различать простые формы имен
прилагательных;
находить личные местоимения, определять их значение и особенности употребления в речи;
определять словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных
по смыслу и грамматически;
иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на крымскотатарском языке,
определять связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы;
различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), ставить
необходимый знак конца предложения - вопросительный или восклицательный, точку;
осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения (логическое ударение);
слушать аудиозаписи (несложные песни на крымскотатарском языке, фольклор) с установкой на
понимание их содержания, воспринимать на слух речь учителя и других обучающихся;
владеть алгоритмом списывания текста, списывать (писать под диктовку) тексты из нескольких
несложных предложений;
находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном виде; вести устный диалог и
формулировать элементарные монологические высказывания на заданную тему на крымскотатарском
языке.
Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 3 классе
обучающийся научится:
иметь представление о многообразии языкового пространства России и мира; понимать язык как
основу национальной культуры и инструмент познания окружающей действительности;
выделять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов, проводить звуко-буквенный
анализ слов;
использовать знание алфавита крымскотатарского языка для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках; отличать прямое значение слова от
переносного;
объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим значением);
различать и употреблять в речи элементарные синонимы и антонимы, осознавая их функции;
определять заимствованные из русского и других языков слова (общеупотребительная лексика);
иметь представление об элементарном способе образования слов в крымскотатарском языке,
сопоставлять структуру слов крымскотатарского языка со строением слов в русском языке;
сопоставлять грамматические признаки слов крымскотатарского языка с грамматическими
признаками слов русского языка;
изменять имена существительные по падежам, распознавать падежи имён существительных;
образовывать от простых форм имён прилагательных их сравнительную (используя частицы -че, дже, -ча, -джа) и превосходную степени (используя определительное местоимение эписинден или
частицу энъ);
образовывать порядковые числительные от количественных присоединением аффиксов -нджи, нджы, -инджи, -ынджы, -унджы, -юнджи в соответствии с законами созвучия;
распознавать притяжательные и указательные местоимения среди других слов; образовывать формы
глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени, правильно употреблять их в речи;
проводить морфологический разбор существительных, прилагательных, глаголов, числительных
(простые случаи);
формулировать понятие простого предложения; находить главные члены предложения;
различать распространенные и нераспространенные предложения; выделять признаки текста
(тематическое и композиционное единство частей, наличие грамматической связи частей, смысловая
цельность, относительная законченность, заглавие);
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, иметь представление о
различных способах решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;
ставить запятую в предложениях с однородными членами;
различать условия раздельного, слитного и дефисного написания слов; правильно писать
заимствованные слова;
использовать академический орфографический словарь крымскотатарского языка для решения
практических задач;
прослушивать отрывки несложных оригинальных текстов на крымскотатарском языке, читаемые
учителем, с установкой на понимание содержащейся в них информации;
вести диалоги на изученные темы на крымскотатарском языке, формулировать монологические
высказывания на заданную тему (описание);
выделять ключевые слова в читаемом учебном тексте, формулировать простые выводы на основе
сведений, содержащихся в тексте;
писать короткие изложения и собственные тексты (мини-сочинения) повествовательного характера
на основе впечатлений, литературных произведений, иллюстраций.
Предметные результаты изучения крымскотатарского языка. К концу обучения в 4 классе
обучающийся научится:
различать методы познания языка (наблюдение, анализ, мини-исследование, проект);
характеризовать статус и основные функции крымскотатарского языка в субъекте Российской
Федерации;
видеть отражение народной культуры в фольклоре и литературе на крымскотатарском языке;
осознавать место родной культуры в контексте отечественного и мирового культурного пространства;
соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения; использовать орфоэпические
словари крымскотатарского языка с целью определения правильного произношения незнакомых слов;
образовывать формы принадлежности имён существительных, используя притяжательные
местоимения, иметь представление об аффиксах, обозначающих принадлежность предмета к тому или
иному лицу;
образовывать из простых форм имён прилагательных их сравнительную и превосходную степени;
распознавать количественные и порядковые числительные, образовывать порядковые числительные
от количественных;
заменять имена существительные местоимениями, распознавать притяжательные и указательные
местоимения;
распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными
членами, различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
проводить морфологический разбор изученных частей речи;
обобщать сведения о сходствах и различиях между словом, словосочетанием и предложением;
вести диалоги на изученные темы на крымскотатарском языке, соблюдая этикетные формы и
устойчивые формулы, принципы общения, лежащие в основе национального речевого этикета,
формулировать монологические высказывания на заданную тему (рассуждение);
применять различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное) в зависимости от
поставленной задачи;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в прочитанном тексте информацию;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру предложенного для
чтения текста;
письменно излагать содержание прослушанного (прочитанного) текста (подробно или выборочно);
составлять план текста, писать текст по заданному плану;
корректировать заданные и собственные тексты с учётом точности, правильности, богатства и
выразительности письменной речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем Количество часов
программы
всего
контрольные
работы
1
Раздел 1. Обучение грамоте и
развитие речи.
Язувны огретюв ве нутукъны
инкишаф этюв.
21 ч.
2
Раздел 2. Крымскотатарский
язык Къырымтатар тили
12 ч.
https://youtu.be/ixTvpHN-L-o
2..1
Раздел 2.1. Наша речь.
Нутукъ. (1с.)
1 ч.
https://youtu.be/KIyofX4gQzY
практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://youtu.be/NtE4HHJkoTQ
https://youtu.be/T6LnaclTGPY
https://youtu.be/5130X8JUrQA
2.2.
Раздел 2.2. Текст. Предложение.
Диалог.
Метин. Джумле. Диалог.
5 ч.
https://vk.com/terciman_tukani книжный магазин «Терджиман»
2.3.
Раздел 2.3. Слог. Слово. Ударение.
Сёз. Эджа. Ургъу.
4 ч.
https://www.crimeantatars.club/more/testy/testsajmaga-ogrenemiz
2.4.
Раздел 2.4. Звуки и буквы.
Сеслер ве арифлер.
3 ч.
https://youtu.be/ej4FrXaWMsM
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
ЧАСОВ
ПО
33
2 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов Количество часов
и тем программы
всего
1
Речь
Электронные
образовательные ресурсы
контрольные
работы
(цифровые)
практические
работы
https://youtu.be/NtE4HHJkoTQ
2
https://youtu.be/T6LnaclTGPY
2
Звуки и буквы. Слог.
14
1
2
https://youtu.be/5130X8JUrQA
3
Предложение
6
1
2
http://fes-market.com/ магазин «Арт центр Fes»
4
Текст
4
5
Части речи
5
6
Повторение
3
1
34
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
книжный
https://youtu.be/eu4drPEBr-Y
2
http://fes-market.com/ магазин «Арт центр Fes»
https://youtu.be/VbyEFyKV6LY
6
книжный
3 КЛАСС
№ Наименование
п/п разделов
и
программы
Количество часов
тем
всего
контрольные практические
работы
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Речь
1
2
Звуки и буквы. Слог.
Ударение.
9
1
https://youtu.be/VbyEFyKV6LY
3
Текст
3
1
https://youtu.be/eu4drPEBr-Y
4
Предложение
5
1
http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр
Fes»
5
Слово
4
https://youtu.be/pSsxVubFtcM
6
Состав слова
2
https://youtu.be/pSsxVubFtcM
7
Части речи
9
8
Повторение
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
https://youtu.be/VbyEFyKV6LY
1
1
1
http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр
Fes»
https://youtu.be/NLBFUitPZk8
2
4
4 КЛАСС
№ Наименование
Количество часов
п/п разделов и тем
всего
контрольные практические
программы
работы
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Повторение
3 ч.
2
Предложение
4 ч.
1
1
3
Слово
2 ч.
1
1
http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр
Fes»
4
Части речи. Имя
существительное.
Глагол.
8 ч.
1
https://youtu.be/eu4drPEBr-Y
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
1
1
3
4
http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр
Fes»