Информатика. Умный дом

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА СТЕПАНОВА» ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
(протокол от 25августа 2023г. № 12)

Приложение
к ООП ООО
утвержденной приказом по школе
от 29.08. 2023 г № 382- Д

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
____________________А.В. Симонова
29 августа 2023г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 1B3BBA9AA41497DB847436CA35225ED6
Владелец: Симонова Алёна Валерьевна
Действителен: с 28.04.2023 до 21.07.2024

Дополнительная общеразвивающая программа«_Информатика.Умный дом_»
Направление: техническое
Класс ___6-9 КЛАСС_________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования: Насыров Александр Сунгатуллович_____________________________________________
(Ф.И.О.)

Количество часов: всего за год___34 часов____; в неделю_1 раз в неделю, 34 уч. недели________________________________________
(общее количество за год, в неделю)

Срок реализации программы ______1 год_________________________________________________________________________________
Программа разработана на основе:
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31 марта2022 года № 678-р) (далее – Концепция);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации т 27.07.2022 № 629 «Обутверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
• Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова».

2023

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка..........................................................................................2
1.2 Цели и задачи программы................................................................................2
1.3 Воспитательный потенциал программы.........................................................3
1.4 Содержание программы...................................................................................4
1.5 Планируемые результаты.................................................................................5
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график……………………………………………...5
2.2 Материально-технические условия реализации программы……………..9
2.3 Формы аттестации…………………………………………………………...10
3.

Приложения

1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что технологическое образование является необходимым компонентом
общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие
принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной
культуры, а также создания новых продуктов и услуг.
Новизна программы состоит в том, что для усвоения теоретического материала на базе программы «Умный дом», дети
увлечены практической составляющей урока, а также изучением нового для большинства языка программирования СИ.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ:
главной идеей проекта является создание интерактивной модели дома, которая будет реагировать с помощью датчиков на разные
внешние факторы (освещение, звук, температура, влажность и т.д.).
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают
знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений ребёнка с информатикой, а
именно радиоэлектроникой и основами программирования.
Программа предусматривает ознакомительный уровень освоения содержания программы, предполагающий в дальнейшем
заинтересованность ребенка к IT – технологиям.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - обучение теории и практическим навыкам построения систем умного дома, и программированию
микропроцессорных устройств.
Задачи программы:
обучающие: знакомство с языком программирования СИ, изучение простейшие элементы радиотехники, знакомство с
новыми понятиями;

развивающие: развивать навыки инженерного английского, формировать способность к самостоятельному пользованию и
подключению радиотехники;
воспитательные: формирование обучающихся потребности в практическом использовании языка программирования СИ
для решения задач в различных предметных областях. Воспитание самостоятельности при решении инженерных задач,
формирование научно-информативного мировоззрения
1.3 Воспитательный потенциал программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12-16 лет (обучающиеся 6-9 классовобщеобразовательных
учреждений).
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год, объем составляет – 34 часа.
Формы обучения: очной форма.
Программа предполагает ее частичную реализацию в дистанционном формате.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая и фронтальная. Основной
формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие, лекционно-практическое занятие.
Режим занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью 1 академический час.
Наполняемость учебной группы: до 14 человек.
Воспитательный потенциал программы: программа ориентирована на развитие активной, социально адаптированной
личности, стремящейся к познанию и творчеству; в процессе выполнения которой обучающиесяполучают условия для
самореализации, самоопределения личности и ранней профориентации,что позволяет им представить продукты своей творческой
деятельности. Получить опыт публичной презентации своих персональных результатов, а также создать ситуацию успеха для
каждого ребенка.При реализации программы формируется среда безопасного поведения, технологической культуры и
профессиональной направленности обучения и позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, у учащихся закладываются

основы исследовательских, социальных, общекультурных компетенций, что способствует осознанному и ответственному выбору
обучающимися траекторий своего дальнейшего жизненного пути, построению маршрутов личностного и профессионального
развития и самореализации.

1.4 Содержание программы
Учебный план «Информатика. Умный дом»
№
п/п

Наименование модулей

Всего, час.

1 Модуль I. «Основы устройства дома»

8

5

В том числе:
Практические занятия (семинары),
лабораторные работы
3

2 Модуль II. «Система Умный дом»

8

5

3

16

4

12

Теоретические занятия

3 Модуль III. «Разработка
платформе Arduino»

проекта

на

4 Итоговая аттестация

2

5

34

Итого

2
14

20

1.5 Планируемые результаты
Планируемые результаты:
- знание основ микроклимата помещений, электроники, основных узлов автоматических систем, принципы построения
систем «Умный дом»;
- умение проектировать систему «Умный дом»;
- составлять алгоритмы и писать программы для микроконтроллера;
- владение навыками схемотехники, программирования, подбора и установки устройств.

Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год
обучения
2023-2024

Дата начала
обучения по
программе
01.09.2023

Дата окончания Всего учебных Кол-во
обучения по
недель
часов
программе
31.05.2024
34
34

Режим занятий

1 раз в неделю
по 1 акад. часу

Модуль 1 «Основы устройства дома»
Реализация этого модуля направлена на проверку общих теоретических знаниях об устройстве дома.
Цель модуля:углубить знания об устройстве дома.
Задачи модуля: поэтапно ознакомить ребенка с историческим возникновением дома и его благоустройства в дальнейшем.
Учебно-тематический план Модуля 1 «Основы устройства дома»

№
п/п
1.
1.1

1.2
1.3.

Наименование темы
всего
Модуль 1 «Основы
устройства дома»
Тема 1. Основы
обеспечения
микроклимата в
помещении
Тема 2. Прикладные
вопросы электротехники и
электроники
Тема 3.
Программирование

Количество часов
теория
практика

8

5

3

3

2

1

3

2

1

2

1

1

Формы
аттестации/контроля
Практические задания

Содержание учебного плана Модуля 1 «Основы устройства дома»
№
п/п
1

Наименование
модуля, разделов и
тем
Тема 1. Основы
обеспечения
микроклимата в
помещении

2

Тема 2. Прикладные
вопросы
электротехники и
электроники

3

Тема 3.
Программирование

Содержание
теоретических занятий

Содержание практических
занятий (семинаров) и т.д.

Основные понятия и
принципы обеспечения
нормальных
микроклиматических
условий в помещениях
жилых зданий.

История от начального этапа
благоустройства жилья по
настоящее время. Принципы
работы систем
жизнеобеспечения зданий.

Назначение систем
электроснабжения,
электроосвещения.
Основные параметры и
принцип работы систем
Правила составления
алгоритмов, способы их
записи, практическое
применение алгоритмов,
способы составления
программы

Исполнительные устройства

Практическое освоение задачи
составления алгоритмов,
составление алгоритмов для
работы отдельных систем
умного дома. Написание
программ

Модуль 2 «Система Умный дом»

Реализация этого модуля направлена на проверку и совершенствование знаний о устройстве современного дома.
Цель модуля:рассказать о существующих достижениях науки и техники в области умного дома.
Задачи модуля: показать и закрепить новый материал с помощью творческих заданий и презентаций.
Учебно-тематический план Модуля 2 «Система Умный дом»
№
п/п
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Наименование темы
всего
Тема 1. Назначение, основные
принципы работы и
построения
Тема 2. Датчики
Тема 3. Исполнительные
механизмы
Тема 4. Протоколы передачи
данных
Тема 5. Контроллеры
Тема 6. Способы
программирования

Количество часов
теория
практика

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

Формы
аттестации/контроля

Практические задания

1
1

1

Содержание учебного плана Модуля 2 «Система Умный дом»
№
п/п
1

2

3

Наименование
Содержание
модуля, разделов и
теоретических занятий
тем
Тема 1. Назначение, Назначение и принцип
основные принципы работы систем отопления,
работы и построения вентиляции,
кондиционирования,
теплоснабжения,
водоснабжения,
газоснабжения.
Тема 2. Датчики
Виды датчиков, принцип
их действия и способы
получения данных о
состоянии
контролируемого
параметра
Тема 3.
Виды исполнительных

Содержание практических
занятий (семинаров) и т.д.
Исполнительные устройства,
применение устройств в
«Умном доме».

Изучение конкретных видов
датчиков и практическая
работа с ними

Изучение конкретных видов

Исполнительные
механизмы

механизмов, принцип их
действия и способы
управления ими
Тема 4. Протоколы
Назначение и виды
передачи данных
протоколов передачи
данных, принцип
передачи данных по
каналу связи
Тема 5. Контроллеры Типы, разновидности,
и их разновидности
назначение, архитектура
и принцип действия
контроллера
Тема 6. Способы
Основные приемы
программирования
программирования
микроконтроллера
микроконтроллера, на
языке программирования
СИ

4

5

6

исполнительных механизмов и
практическая работа с ними
Изучение конкретных видов
протоколов передачи данных и
практическая работа по
передаче данных с их
применением
Изучение конкретных видов
микроконтроллеров и
подробный разбор их принципа
действия
Изучение основных команд на
языке программирования СИ,
для микроконтроллера Arduino

Модуль 3 «Алгоритмы, способы их применения на платформе Arduino.Разработка проекта на платформе Arduino»
Реализация этого модуля направлена на освоение базовых умений радиотехники и языков программирования.
Цель модуля:раскрыть потенциальную заинтересованность к радиотехнике и программированию.
Задачи модуля: освоение на базовом уровне языка программирования СИ, а также постройка макета умного дома.
Учебно-тематический план Модуля 3
«Алгоритмы, способы их применения на платформе Arduino. Разработка проекта на платформе Arduino»
№
п/п
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Наименование темы
Тема 1. Контроллер
Тема 2. Датчики
Тема 3. Исполнительные
механизмы
Тема 4. Способы
масштабирования системы
«Умной дом»
Тема5.Проектирование,

всего
2
3

Количество часов
теория
практика
1
1
1
2

3

1

2

3

1

2

5

5

Формы аттестации/контроля
Презентация разработанного
проекта на макете

программирование и настройка
масштабированной системы
«Умный дом»

Содержание учебного плана Модуля 3
«Алгоритмы, способы их применения на платформе Arduino.
Разработка проекта на платформе Arduino»
№
п/п
11

Наименование
модуля, разделов и
тем
Тема 1. Контроллер

12

Тема 2. Датчики

13

Тема 3.
Исполнительные
механизмы

14

Тема 4. Способы
масштабирования
системы «Умной
дом»

15

Тема 5.
Проектирование,
программирование и
настройка
масштабированной
системы «Умный
дом»

Содержание
теоретических занятий

Содержание практических занятий
(семинаров) и т.д.

Особенности работы и
программирования
микроконтроллера
«Умного дома»
Виды датчиков,
применяемых в «Умном
доме»
Виды исполнительных
механизмов,
применяемых в «Умном
доме»
Способы
масштабирования
проекта «Умного дома»
на различные объекты с
учетом их размеров и
особенностей

Составление алгоритмов работы «Умного
дома» и практическое программирование
микроконтроллера с применением
разработанных алгоритмов

Постановка задачи
проектирования учебной
системы «Умный дом»

Практическая работа с датчиками,
применяемыми в «Умном доме»
Практическая работа с исполнительными
механизмами, применяемыми в «Умном
доме»
Практическая работа с масштабом над
проектом «Умный дом», с учетом изученного
материала

Реализация задачи проектирования учебной
системы «Умный дом» с учетом ранее
рассмотренных принципов и написанных
программ

Ожидаемые результаты обучения:
Обучающийся должен знать: устройства умного дома, базовые элементы радиотехники и основные команды на языке
программирования СИ.
Обучающийся должен уметь: писать программу на английском языке, а также читать схемы.
Обучающийся должен приобрести навык: коммуникации среди сверстников, эрудированности и инженерному оцениванию.
2.2 Материально-технические условия реализации программы
Занятия проходят в учебной аудитории, оснащенной достаточными рабочими местами для проведения занятий лекционного
и практического типа. Во время занятий обеспечивается доступ к сети Интернет.
Аудитория оснащена мультимедийным оборудованием (проектор с экраном, ноутбуки); мебелью (столы, стулья, шкаф) и
др. расходными материалами применительно к содержанию модулей по реализации программы.
В состав оборудования необходимого для проведения занятий

входят следующие наборы:

- Набор для сборки «Умного дома»;
- Набор для работы с одноплатными микропроцессорами тип 1. Arduino. Пионер.
- Набор для работы с одноплатными микропроцессорами тип 2. RaspberryPi
Специализированное программное обеспечение, которое может быть использовано для реализации данной программы:
- среда программирования для микроконтроллерных плат Arduino
- утилита для сканирования IP-адресов в подключенной сети AngryIPScanner
- клиент для удаленного доступа к рабочему столу устройства RealVNC
- среда программирования Thonny, для начального изучения языка программирования
- среда программирования для Python
- интегрированная среда разработки для языка программирования Python для более сложных проектов.

Специальных требований к одежде обучающихся нет, за исключением регламентированных правилами образовательного
учреждения.
Методическое обеспечение реализации программы
1. Формы занятий по разделам (темам) (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.): обзорные лекции,
конференции, практические занятия
2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал: лекции и практические
занятия проводятся в аудиториях с мультимедийным сопровождением
3. Формы подведения итогов по каждой теме или разделу программы- представление разработанного проекта.
2.3 Формы аттестации
Оценочные материалы по программе:
Презентация макетов «Умный дом».
Обучающийся на базе платформы Arduino оформляет систему жизнеобеспечения здания. Презентует проект и описывает
работу и функционал каждого оборудования.
.
2.4 Список литературы
1. Бичева И.Б. Китов А.Г. Теоретические аспекты развития инженерной культуры обучающихся. – Современные проблемы
науки и образования. – 2015. – № 3 https://science-education.ru/ru/article/view?id=18692
2. Программы для внешкольных учебных учреждений. Техническое творчество учащихся. – М.: Просвещение, 2012.
3. Сборник дополнительных общеобразовательных программ. Из опыта работы Санкт-Петербургского центра детского
(юношеского) технического творчества. –СПб, 2014.
Список рекомендованной литературы для учащихся:

4.Аналоговые и цифровые микросхемы / Под ред. С.В. Якубовского. – 2-е изд., перераб. – М.: Радио и связь, 2014. .- 234 с.
Интернет-источники:
1. Дистанционный курс на сайте amperka.ru http://wiki.amperka.ru/конспект-arduino
2. «Основы программирования микроконтроллеров» Учебник для образовательного набора «Амперка», Москва 2013
3. Список ссылок на сайте Arduino, doit! https://sites.google.com/site/arduinodoit/

Приложение 1.
Оценочные материалы
Система отслеживания результатов образовательной деятельности включает в себя оценивание по двум
направлениям:теоретическая грамотность и практическая работа.
Оценка производится по трём уровням:
1)Теория:
Низкий уровень (н) правильные ответы до 50%
Средний уровень (с) правильные ответы 50-70 %
Высокий уровень (в) правильные ответы 70-100%
2) Практическая работа:
Низкий уровень – задание выполнено неаккуратно, допущено много ошибок
Средний уровень – задание выполнено аккуратно, допущены незначительные ошибки
Высокий уровень – задание выполнено качественно, без ошибок.
Промежуточный контроль практической работы по окончанию изучения программы проводится в виде выставочной
работы учащихся. Работы оцениваются по таким критериям как: качество выполнения изучаемых на занятиях приемов, операций
и работы в целом; уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные
продуктивные технические и технологические решения.
Характеристика оценочных материалов
Планируемые результаты

Критерии оценивания

Виды
контроля
/
промежут
очной
аттестаци
и

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)

Метапредме

Личностные результаты

Может проектировать
отдельные элементы
умного дома. Умеет
работать самостоятельно и
в команде.

Может разработать и
предложить тсвою версию
элемента умного дома.
Умеет донести свою точку
зрения, доказать
необходимость выбора той
или иной технологии,
умеет руководить
командой.

Может разработать свой
собственный проект
автоматизированного
помещения(умного дома),
настроить сценарии
автоматизации,
подключить и настроить
элементы умного дома,
еслинеобходимый элемент
отсутствует, придумать и
разработать необходимый
элемент самостоятельно.
Имеет базовое понятие об
электричестве и
электронике
Имеет понятие о среде

Может выполнить проект по
инструкции – до 50%;
Может выполнить проект по
инструкции и объяснить свои
действия – до 70%; Может
выполнить проект по
инструкции, объяснить свои
действия, а также
предложить варианты
модернизации и улучшения
характеристик устройства – до
100%;
Может выполнить проект по
инструкции – до 50%;
Может выполнить проект по
инструкции и объяснить свои
действия – до 70%; Может
выполнить проект по
инструкции, объяснить свои
действия, а также
предложить варианты
модернизации и улучшения
характеристик устройства –
до 100%;
Выполнен шаблонный проект–
до 50%;
Проект выполнен творчески,
самостоятельно – до 70%;
Проект выполнен творчески,
самостоятельно,
сиспользованием
инновационных элементов,
продумана система
самоконтроля, оценки
собственной безопасности –
до 100%;
Устройство собрано – до
50%; устройство работает
исправно – до 70%;
Эксперимент выполнен,
сделаны выводы – до 100%
Устройство собрано – до

Промежут
очные
зачеты

Презентации
собранных
устройств. Выводы,
полученные в ходе
эксперимента.

Итоговый
зачет

Презентации
собранных
устройств.
Выводы, полученные
в ходе эксперимента.

Итоговый
зачет

Презентация своего
проекта. Выводы,
полученные в ходе
работы над
проектом.
Инженерная книга
проекта.

Итоговый
зачет

Презентация
устройства
последнего
эксперимента

Промежут

Презентации

т
н
ы
е
ре
зу
л
ьт
ат
ы

программирования,
основных
конструкциях языка
программирования,
отладке
программ
Имеет базовое понятие об
компонентах, которые
могут составлять основу
умного дома.
Имеет понятие о
физических способах
передачи сигналов от
устройства к устройству,
структуре локальной и
глобальной сетей,
маршрутизаторе и точках
доступа. Владеет
понятиями локальная сеть,
маршрутизатор,
сервер, IP-адрес, протокол
HTTP, GET-запрос, POSTзапрос
Понимает принципы
удаленного
управления устройствами
умного дома, знает
различные технологии
доступа к системе умного
дома на основе удаленных
сторонних сервисов.

Имеет понятие о резисторе,
светодиоде, ШИМ,
переменномрезисторе,
пьезодинамике,биполярном
транзисторе, тактовая
кнопка

50%; устройство работает
исправно – до 70%;
Эксперимент выполнен,
сделаны выводы – до 100%

очные
зачеты

Устройство собрано – до
50%; устройство работает
исправно – до 70%;
Эксперимент выполнен,
сделаны выводы – до 100%
Владеет терминологией – до50%;
Владеет терминологией,
может графически изобразить
структуру сети –
до 70%;
Владеет терминологией,
может графически
изобразить структуру сети,
имеет понятие о сетевых
протоколах, понимает
разницу в использовании
POST- и GET-запросов

Промежут
очные
зачеты
Промежут
очные
зачеты

Презентация
проекта домашней
сети

Может выполнить проект по
инструкции – до 50%;
Может выполнить проект по
инструкции и объяснить свои
действия – до 70%;
Может выполнить проект по
инструкции, объяснить свои
действия, а также
предложить варианты
модернизации и улучшения
характеристик устройства –
до 100%;
Устройство собрано – до
50%; устройство работает
исправно – до 70%;
Эксперимент выполнен, сделаны
выводы – до 100%

Итоговый
зачет

Презентация
устройства
последнего
эксперимента.
Выводы,
полученные в ходе
эксперимента.

Промежут
очные
зачеты

собранных
устройств.
Выводы,
полученные в ходе
эксперимента.

Презентации
собранных
устройств.
Выводы,

Имеет понятие о
программировании
микроконтроллеров на
языкеArduino C, может
самостоятельно
писать простые программы
Владеет навыками базовой
настройки Wi-Fi-роутера

Предметные результаты

Владеет понятием
«Интернетвещей», знает
комплектациюнабора
«Интернет вещей», умеет
работать с интерфейсом
Serial,уверенно использует
сторонниебиблиотеки.

Понимает принципы
удаленногоуправления
устройствами умного
дома, знает различные
технологиидоступа к
системе умного дома на
основе локального сервера.
Умеетустанавливать и
настраиватьизвестные
локальные системы
управления умным домом
HomeAssistant, OpenHUB,

Устройство собрано – до
50%; устройство работает
исправно – до 70%;
Эксперимент выполнен,
сделаны выводы – до 100%

Итоговый
зачет

Презентация
устройства
последнего
эксперимента

Может выполнить базовую
настройку точки доступа WiFi по инструкции – до 50%;
Может частично самостоятельно
выполнить базовую настройку
точки доступа Wi-Fi и объяснить
свои действия – до 70%;
может самостоятельно, без
помощи инструкции, выполнить
настройку точки доступа Wi-Fi, с
учетом обеспечения
безопасности и объяснить свои
действия – до 100%
Может выполнить проект по
инструкции – до 50%;
Может выполнить проект по
инструкции и объяснить свои
действия – до 70%;
Может выполнить проект по
инструкции, объяснить свои
действия, а также предложить
варианты модернизации и
улучшения характеристик
устройства – до 100%
Может выполнить проект по
инструкции – до 50%;
Может выполнить проект по
инструкции и объяснить свои
действия – до 70%;
Может выполнить проект по
инструкции, объяснить свои
действия, а также предложить
варианты модернизации и
улучшения характеристик
устройства – до 100%;

Итоговый
зачет

Отчет по настройке

Промежут
очные
зачеты,
итоговый
зачет

Презентация
устройства
последнего
эксперимента.
Выводы,
полученные в ходе
эксперимента.

Промежут
очные
зачеты

Презентации
собранных
устройств.
Выводы,
полученные в ходе
эксперимента.

Domoticz ит.п.

Формы аттестации
Текущий контроль - проводится по окончанию изучения темы в виде устного опроса, практической работы, через
просмотры работ, при этом оцениваются усвоение и качество выполнения изучаемых на занятиях приемов и операций, выявление
ошибок и успехов в работе.
Промежуточная аттестация – проводится за каждое полугодие по пройденным темам, осуществляется при помощи
практических заданий и устного опроса по теории. При оценке результатов также учитывается качество выполненных работ,
уровень творческой деятельности, найденные продуктивные технические и технологические решения, степень
самостоятельности. Мониторинг развития качеств личности учащихся проводится в конце учебного года по таким качествам
личности как активность, организаторские способности; коммуникативные навыки, коллективизм; ответственность,
самостоятельность, дисциплинированность; нравственность, гуманность; креативность, склонность к исследовательскопроектировочной деятельности.

Приложение 3
Календарно-тематическое планирование
Название кружка «Информатика.Умный дом»

Дата по расписанию

№

Название
темы занятия

Раздел

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Основы
обеспечения
микроклимата
в
помещенииПри
кладные
вопросы
электротехники
и электроники

Кол-во
часов

Вводное занятие. Техника безопасности. Общий обзор
курса
Понятие электричества. Принципиальные схемы.

1

Начало работы с Arduino
Эксперимент 1. «Маячок». Резистор и светодиод.
Эксперимент 2. «Маячок с нарастающей яркостью». ШИМ

1

Эксперимент 3. «Светильник с управляемой
яркостью»Переменный резистор.
Эксперимент 4. «Терменвокс». Фоторезистор. Пьезодинамик.

1

Эксперимент 5. Ночной светильник
Эксперимент 6. «Пульсар». Биполярный транзистор.
Светодиодная шкала
Программирование Эксперимент 7. «Бегущий огонёк»
8. ArduinoIDE.Назначе Эксперимент 8. «Маленькое пианино». Тактовая кнопка

1

1

1

10.
11.

Эксперимент 10. «Кнопочный переключатель».
Логическоеуправление
Эксперимент 12. «Кнопочные ковбои»
Эксперимент 13. «Секундомер». Семисегментный индикатор.
Эксперимент 14. «Счётчик нажатий»

12. Элементы умного Понятие «Умный дом».

1
1

19.09
26.09
03.10
10.10

1

Входящее тестирование.

Презентация
устройства. Зачет
Презентация
устройства. Зачет
Презентация
устройства. Зачет
Презентация
устройства. Зачет

17.10

Презентация
устройства. Зачет

24.10

Презентация
устройства. Зачет

31.10

Презентация
устройства. Зачет

07.11

Презентация
устройства. Зачет

14.11

Презентация
устройства. Зачет

1

1

По факту

12.09

1

7.

ние, основные
Эксперимент 9. «Миксер». Коллекторный двигатель.
9. принципы работы и
построения.Датчики Выпрямительный диод. Полевой транзистор

По плану
05.09

Форма аттестации/
контроля

21.11

Примечание
(корректиро
вка)

13. домаИсполнительн

ые
14. механизмыПротоко

Автоматизация домашних задач
Эксперимент 15. «Комнатный термометр». Термистор
Эксперимент 16. «Метеостанция». Термистор

1

Эксперимент 17. «Пантограф». Сервопривод

1

лы передачи
Эксперимент 18. «Тестер батареек»
15. данныхКонтроллер
ы
Эксперимент 19. «Светильник, управляемый по USB»
16.
17.

Эксперимент 20. «Перетягивание каната»
Правила техники безопасности при работе с
Основы сетевого электроинструментом и электрооборудованием.
Повторение.Физические способы передачи сигналов от
18. администрирования
устройства кустройству. Структура локальной и глобальной
Протоколы
сетей.
передачи
Маршрутизатор и точка доступа
данныхСпособы Структура локальной и глобальной сетей. Маршрутизатор и
19. программирования
точка доступа. Настройка точки доступа Wi-Fi
20. микроконтроллера Локальная сеть. IP-адреса
21.
Протокол HTTP. GET-запрос. POST-запрос
Понятие «Интернет вещей». Знакомство с набором
22.
«Интернетвещей». Подготовка к практическим проектам. Важное
проинтерфейс Serial. Установка библиотек.
Интернет
Проект «На старт, внимание, Wi-Fi!»
23. вещейКонтроллерД
Проект «Удаленный термометр»
атчикиИсполнитель
24.
Проект «Система регистрации данных»
ные
Проект «Напоминальник»
25. механизмыСпособы
26.

масштабирования
Настройка Wi-Fi модуля
системы «Умной Проект «БраузерныйDendy»
дом»

Проект «Умный дом». Реле. Имитация работы с
высокимнапряжением
Проект «Telegram bot»Знакомство с сервисом Blynk.
Удаленное
28. управление умным Восстановление AT-прошивки

1
1
1
1

05.12
12.12
19.12
26.12

Презентация
устройства. Зачет
Презентация
устройства. Зачет
Презентация
устройства. Зачет
Презентация
устройства. Зачет
Итоговый зачет

09.01

1
1
1

16.01

Отчет по настройке

23.01
30.01
10.02

1
1
1
1
1

06.02

Презентация
устройства. Зачет

13.02
20.02

Презентация
устройства. Зачет

27.02

1

27.

домом

28.12

05.03
1
12.03

Презентация
устройства. Зачет

29.

Подключение RaspberryPi к беспроводной локальной сети.
Настройка операционной системы Raspbian
Язык программирования Python для создания сценариев
автоматизации и управления IoT-устройствами.

Проектирование,
программирование
Проект «Лампа»
и настройка
30. масштабированной Проект «Маячок»
системы «Умный Проект «Выключатель»
Проект «Переключатель»
дом»
31.
Проект «Управление яркостью»
Одноплатный
Проект «Панель управления светом»
компьютер
Проект «Массивная оптимизация»
Raspberry
32.
Pi в системе умного
дома
Проект «Web-сервер»
Одноплатный
Проект «Интернет-свет»
компьютер в
Проект «Интернет-свет»
качестве
домашнего
33.
Проект «Обратная связь»
сервера

1

1
1

19.03

Презентация
устройства. Зачет

26.03

Презентация
устройства. Зачет

02.04

1
09.04
1
16.04

Презентация
устройства. Зачет

23.04

Итоговый зачет

Проект «Погодный фиджет»
Проект «FTP-файловый сервер»

34.
Итого за месяц

Работа над итоговым проектом. Презентация проектов

1
34

Методические материалыПриложение 2.
Методическое обеспечение
1.
Особенности организации образовательного процесса: очная; при необходимости – с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2.
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая.
3.
Формы организации учебного занятия: беседы, лекции, практическая работа.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения —
это объяснение нового материала, информация познавательного и теоретического материала по разделам программы.
Практические работы включают разработку алгоритмов и программ для самодвижущихся автономных роботов.
4.
Используются различные педагогические технологии:
 проблемного обучения – учащиеся самостоятельно находят пути решения той или иной задачи, поставленной
педагогом, используя свой опыт, творческую активность;
 дифференцированного обучения – используется метод индивидуального обучения;
 личностно-ориентированного
обучения – через самообразование происходит развитие индивидуальных
способностей;
 развивающего обучения – учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности;
 игрового обучения – через игровые ситуации, используемые педагогом, происходит закрепление пройденного
материала (различные конкурсы, викторины и т.д.);
 здоровье сберегающие технологии - проведение физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики во время занятий,
а также беседы по правилам дорожного движения, «Минуток безопасности» перед уходом учащихся домой.
5. Методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
–
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
–
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
–
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
– объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
– репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
22

– частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с
педагогом);
– исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
6.
Методические материалы включают в себя методическую литературу и методические разработки для
обеспечения учебно-воспитательного процесса (календарно-тематическое планирование, годовой план воспитательной
работы, планы-конспекты занятий, дидактические материалы и т.д.), являются приложением к программе, хранятся у
педагога дополнительного образования и используются в учебно-воспитательном процессе.
7.
Дидактическое обеспечение программы располагает широким набором материалов и включает:

видео- и фотоматериалы по разделам занятий;

литературу для учащихся по техническому творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);

методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);

иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.);

раздаточный материал (шаблоны, карточки, образцы изделий);
8.
Алгоритм учебного занятия
№ Этап занятия
Деятельность
1 Организационный Организация начала занятия, приветствие, создание
психологического настроя на занятие и активизация
внимания
2 Подготовительный Беседа, фронтальный опрос, тестирование.
3 Основной
Объяснение теоретического материала
Выполнение практических заданий
Физкультминутка
4 Итоговый
Закрепление пройденного, подведение итогов работы
каждого ребёнка
5 Рефлексивный
Самооценка учащимися своей работоспособности,
психологического состояния, причин некачественной
работы, результативности работы.

23

Рабочая программа воспитанияПриложение 5
на 2023/2024учебный год
Цель – личностное развитие школьников средствами технического творчества.
Задачи
 воспитание уважительного отношения к труду, ответственного отношения к обучению;
 формирование доброго отношения к окружающим;
 воспитание уверенности в себе и умения ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
 формирование опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опытапроектной деятельности.
Виды, формы и содержание деятельности.
Воспитательная работа в рамках программы направлена на воспитание чувства патриотизма и бережного
отношения к русской культуре, ее традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и народов; развитие
доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание
чувства ответственности при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, учащиеся привлекаются к
участию (подготовке, проведению) в мероприятиях кружка, учреждения, города, благотворительных акциях, выставках,
мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных программах различного уровня.

№

Наименование
воспитательной
работы

1
2

Здоровьесберегающащее
Общекультурное
(Ключевые общелицейские

План воспитательной работы
Мероприятие
Инструктаж по технике безопасности
Участие в мероприятиях, посвящённых
Международному дню распространения

Сроки

сентябрь
сентябрь

24

мероприятия)
3
4

Профессиональное
самоопределение

5

Общеинтелектуальное,
здоровьесберегающее

6
7
8
9
10
11

Общекультурное

12

Общекультурное
Профессиональное
самоопределение

13

Общекультурное

14

15

Общеинтелектуальное

16

Каникулы

грамотности
Участие в мероприятиях, посвящённых Дню
учителя
Участие в конкурсах и соревнованиях по
программированию

октябрь
октябрь

Участие в мероприятиях, посвящённых Неделе
безопасности в сети Интернет.
Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Лицея
Участие во Всероссийской акции «Час кода»
Новогодний турнир по программированию в
рамках недели естественно-математических наук
Участие в мероприятиях, посвященных Дню
российской науки
Экскурсии, экспедиции,
походы
Участие в мероприятиях, посвященных Дню
воссоединения России с Крымом
Участие в мероприятиях, посвящённых Дню
космонавтики

октябрь

Участие в мероприятиях, посвящённых Дню
Победы
Участие в конкурсах и соревнованиях по
программированию, направлению
«Интренетвещей»,«Умный дом» различного
уровня
Посещение центров развития
программирования,Кванториумов.

май

мероприятия в каникулярное время, подготовка к
соревнованиям

В течение года

ноябрь
декабрь
декабрь
февраль

март
апрель

В течение года

В течение года

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».