МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА СТЕПАНОВА» ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» (протокол от 25августа 2023г. № 12) Приложение к ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО утвержденной приказом по школе от 29.08. 2023 г № 382- Д УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» ____________________А.В. Симонова 29 августа 2023г. Дополнительная общеразвивающая программа «_Шахматы _» Направление: физкультурно-спортивное ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 1B3BBA9AA41497DB847436CA35225ED6 Владелец: Симонова Алёна Валерьевна Действителен: с 28.04.2023 до 21.07.2024 Класс ______________________1-11______________________________________________________________________________________ Педагог дополнительного образования____Исмаилов Шабан Диляверович Количество часов: всего за год___34 часов____; в неделю_1 раз в неделю, 34 уч. недели_______________________________________ (общее количество за год, в неделю) Срок реализации программы ______1 год_________________________________________________________________________________ Программа разработана на основе: • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями); • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31 марта2022 года № 678-р) (далее – Концепция); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации т 27.07.2022 № 629 «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок). • Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова». 2023 2 1.Пояснительная записка Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность дополнительного образования 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Национальный проект «Образование». 3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 4. Конвенция ООН о правах ребенка. 5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи». 10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 11. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 13. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). 15. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими 3 рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учѐтом их особых образовательных потребностей»). 17. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 18. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 19. Устав школы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одарѐнных обучающихся. «Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер». (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира). Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина. Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера. Направленность: (профиль) программы – физкультурно-спортивная. Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Программа содержит профориентационную составляющую, в которую входят формирование универсальных компетенций (коммуникативных, учебно-познавательных, информационных, личностного самосовершенствования) и связанными с ними (компетенциями) профессиями в области математики, физики, науки и т.п. Новизна занятий заключается в деятельности самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отличительная особенность. Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учѐтом личностных 4 особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребѐнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Уровень программы: базовый Адресат: обучающиеся 6 – 18 лет Срок реализации: 1 год. Программа рассчитана на 34 учебных часа. Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 6-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю 1 академический час 45минут, за год предусмотрено 34 часа. - теория – 17 часов - практика – 17 часа Наполняемость группы: Количество обучающихся в учебной группе 15 человек: в группу могут быть приняты все желающие без предварительного отбора. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом. Группы формируются из обучающихся разного возраста. Состав группы обучающихся – постоянный. Допускается дополнительный набор обучающихся на обучение при наличии освободившихся мест на начальном этапе обучения. Форма обучения: очная Формы занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная. Цель программы: Основной целью программы являются привитие устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам через организацию их полноценного досуга. Задачи программы: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре и создание условий для развития интеллектуально творческой, одаренной личности посредством занятий шахматами. Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач: предметные: - познакомить с историей шахматной игры; - сформировать базовые навыки стратегии, тактики и техники шахматной игры; - сформировать знания приемов игры в миттельшпиле, закономерностей эндшпиля; - закрепить полученные знания, умения и навыки в турнирной практике; - формировать навыки самостоятельной работы с шахматными источниками. личностные: 5 - воспитание положительных качеств личности – аккуратности, усидчивости, дисциплинированности, самостоятельности, потребности в саморазвитии и др. - формирование положительных мотивов к обучению через использование ситуации успеха и др.; - воспитание общеучебных навыков в процессе работы с шахматной литературой, поведения на занятии и др.; - формирование потребности в соблюдении основ гигиены и здорового образа жизни, укрепление здоровья, закаливание организма; метапредметные: - развитие мышления учащихся в процессе анализа партий, решения задач и этюдов и т.п.; - развитие внимания, особенно концентрации, устойчивости и переключаемости в процессе шахматной игры; - развитие памяти через усвоение шахматной теории; - развитие навыков пространственного ориентирования в процессе работы с шахматной доской; - развитие познавательных интересов в процессе погружения учащихся в мир шахмат и его историю. Воспитательный потенциал программы В рамках реализации программы создается ситуация творческой самореализации для каждого обучающегося. Образовательная программа «Шахматы» направлена на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчества и спорта одновременно. До сих пор дают неоднозначную оценку шахматам. Шахматы – это спорт? Наука? Искусство? «Шахматы» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций: – компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании; – возможность участия в игре обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей; – высокая степень травмобезопасности. Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда. В этой связи содержание программы «Шахматы» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры: – воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории; 6 – формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий; – обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям; – развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; – воспитание уважения к окружающим и их труду; – развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию; – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; – информирование о необходимости заботиться, о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности. Содержание программы. Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности включает в себя: - печатные пособия (тетради); - технические компьютерные и других информационные средства обучения; - доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах (1шт.); 7 - комплекты шахматных фигур с доской (10шт.); - раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу. Содержание учебного плана Вводное занятие (2 ч). Проведение инструктажей по технике безопасности в образовательном учреждении, во время проведения занятий в кабинете и организацией рабочего места, знакомство с оборудованием кабинета. Правила поведения на рабочем месте. Набор в группу. Общение с воспитанниками. Организационные моменты. Ознакомление с правилами поведения в кружке «Шахматы», правилами техники безопасности. Меры обеспечения безопасности, правила поведения в кабинете. Входная диагностика. История возникновения шахмат. Терминология. «Физическая культура и спорт в России». Теория. Понятие о физической культуре. Шахматы – как вид спорта. «Шахматный кодекс и первоначальные понятия» (6 ч.). Теория. Правила шахматной игры. Шахматная доска Шахматные фигуры – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Шахматная нотация. Понятие о центре и флангах. Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Ценность фигур. Тяжёлые и лёгкие фигуры. Запись в шахматной партий. Правило превращения пешки, взятие на проходе. Рокировка. Мат. Ничья. Пат. Вечный шах. Шах защита от шаха. Выигрыш в шахматной партий. Турнирные правила. Королевская и фигурная связка. Поставить мат в 1 ход и получить его. Возможно ли выгодное взятие. Практика. Расположение шахматной доски между партнерами. Обозначение полей на доске. Требование записи турнирной партии. Мат различными фигурами в простых позициях с минимальным количеством фигур. Правила выполнения рокировки. Турнир внутри группы. Решение задач на мат в 1 ход. Конкурс задач. Игра всеми фигурами. Правила поведения во время игры. Правила «взялся – ходи», будьте взаимовежливы. Дидактические игры и задания: 1) «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски пешками; 2) «Вертикаль». Двое играющих по очереди заполняют одну из вертикальных линий шахматной доски пешками; 3) «Диагональ». Двое играющих по очереди заполняют одну из диагоналей шахматной доски пешками; 4) «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. 5) «Рокировка». Обучающиеся должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 8 6) «Защита от шаха». Король должен защититься от шаха. 7) «Шах или мат». 8) «Шах или пат». 9) «Мат в один ход». «Исторический обзор развития шахмат» (2 ч.). Теория. Происхождение шахмат. «Дебют» (6 ч.). Теория. Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Как начинать партию. Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Демонстрация коротких партий. Ошибка в начале партии. Ловушки в дебюте. Детский мат. Защита от детского мата. Итальянская партия. Защита двух коней. Практика. Игра всеми фигурами. Тренировочные партии. Анализ сыгранных партий. Сеанс одновременной игры. Дидактические игры и задания: «Защитись от мата». «Миттельшпиль» (4 ч.). Теория. Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Темы комбинаций. Использование геометрических мотивов. Основные тактические приемы: связка, двойной удар, вилка, открытое нападение, открытый шах, двойной шах. Комбинации, основанные на диагональном действии слонов. Жертва слона на h7 (h2). Коневые комбинации. Пешечные комбинации. Тяжело-фигурные комбинации. Типичные комбинации, основанные на взаимодействии фигур. Комбинации на завлечение. Комбинации на блокировку. Комбинации на отвлечение. Комбинации на освобождение поля. Комбинации на перекрытие. Комбинации на уничтожение защиты. Комбинации на захват пункта. Комбинации на разрушение. Простейшие принципы разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур. Практика. Конкурс решения, комбинации. Турниры. Демонстрация коротких партий. Анализ сыгранных партий. Разыгрывание позиций после обдумывания (время ограничено) с часами против педагога. Дидактические игры и задания: 1) «Двойной удар», фигурой надо напасть одновременно на две фигуры соперника; 2) «Выиграй фигуру», необходимо сделать такой ход, чтобы при любом ответе соперника они проиграли одну из своих фигур. 3) «Объяви мат в два хода». 4) «Сделай ничью». «Эндшпиль» (6 ч.). Теория. Определение эндшпиля. Матование одинокого короля. Мат тяжелыми фигурами. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья 9 против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Оппозиция. Цугцванг. Борьба пешек. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ключевые поля. Борьба ферзя, ладьи против пешки. Практика. Техника матования одинокого короля. Решение пешечных и ладейных окончаний, активность короля. Игровая практика. Дидактические игры и задания: «В угол». «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций» (2 ч.). Теория. Анализ партий и позиций. Практика. Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных турнирах, выступление в муниципальных, региональных, всероссийских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок. «Сеансы одновременной игры» (4 ч.). Практика. Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок. «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» (2 ч.). Итоговое занятие. Контрольно-оценочные нормативы и переводная аттестация (2 ч.). Проведение промежуточной аттестации в конце 1 полугодия и итоговой аттестации в конце года. Результативность усвоения и закрепления приобретенных в процессе обучения практических знаний, умений, навыков оценивается по результатам контрольнопереводных нормативам (приложение № 2, № 3, № 4, № 5). Открытое занятие для родителей. Педагог может использовать альтернативные формы его проведения. Итоговое занятие. Планируемые результаты После прохождения стартового уровня обучающиеся овладевают основами игры в шахматы. Предметные результаты - сформировавшийся стойкий интерес к занятиям по шахматам; - первичное становление волевых качеств, психологическая подготовка, определяющих успехи в шахматах. - ладение дебютной теорией начал, овладение тактических приёмов, эндшпильных окончаний, в соответствии с квалификационными экзаменами требованиями; - выполнить требования спортивного разряда, - владеют теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению занятий и соревнований. Метапредметные результаты Воспитанники должны знать: – понятие инициативы в дебюте; – атака в шахматной партии; 10 – легкофигурные окончания; – стратегические идеи современных дебютов; – атаку на короля; – много пешечные и простые ладейные окончания. Личностные результаты. Воспитанники должны уметь: – ориентироваться на шахматной доске; – играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; – правильно помещать шахматную доску между партнерами; – правильно расставлять фигуры перед игрой; – различать горизонталь, вертикаль, диагональ; – рокировать; – объявлять шах; – ставить мат; – решать элементарные задачи на мат в один ход; – принципы игры в дебюте. Календарный учебный график Учебный период - с 01 сентября по 26 мая. Количество учебных недель – 34 недели. Количество учебных дней – 170 дней. Продолжительность каникул – 28 мая– 31 августа. На освоение учебного материала отводится 34 часа в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 раза в неделю по 45 минут. Условия реализации 11 Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметноразвивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям. Кадровое обеспечение Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Методические материалы На первых занятиях учащиеся узнают о происхождении шахмат, знакомясь с их историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие. К практической части относятся тематические матчи, консультационные партии, соревнования. На занятиях анализируются сыгранные партии, находятся, объясняются, и искоренять допущенные ошибки. Дети участвуют в шахматных турнирах. В течение освоения программы используются следующие методы обучения: Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске. Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника. Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Педагог помогает учащимся, корректирует его действия, но не вмешивается в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста. Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Учащимися предлагается исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления. 12 Шахматы, дарят детям радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин. На занятиях используются следующие технологии: 1. Игровые технологии. Основная задача игровых технологий – дать ребенку раскрепоститься и обрести уверенность в себе. Катализатором формирования воображения является музыка, она направляет творческую активность. Музыкальное сопровождение должно соответствовать возрастному критерию, иметь свою драматургию, которая сможет активизировать воображение, направить его, побудить развитие творческого потенциала, грамотно подобранное музыкальное сопровождение благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Приобретенные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Игровые технологии являются средством, активизирующим деятельность учащихся, в их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение учебного материала в соответствии с поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Необходимо отметить, что игровые технологии предоставляют бескрайние возможности для их использования на занятиях. Игра является неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка. Скучные упражнения после игры, приобретают совсем другой, более богатый смысл. 2. Здоровьесберегающие технологии. Применение данной технологии на занятии способствует: - воспитанию у учащихся культуры здоровья как физического, так и психо-эмоционального; - формированию личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья; - представлению о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни; - развитию ребенка, формированию средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности; - сохранению физического и психического здоровья учащихся и их социальной адаптации; - обогащению двигательного опыта под различную ритмическую музыку; - развитию и совершенствованию всех видов движений, умений выполнять их легко, выразительно, артистично и в соответствии с музыкой. 3. Технологии обучения в сотрудничестве и развивающего обучения. Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае учащиеся разбиваются на группы по несколько человек. Группам дается определенное задание. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свою музыкальную композицию, и показывают друг другу. Члены команды просматривают ее, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные принципы педагогики сотрудничества: учение без принуждения; право на свою точку зрения; право на ошибку; успешность; сочетание индивидуального и коллективного воспитания. 13 4. Технология проблемного обучения. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон хореографического творчества, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Принципы проблемного обучения: самостоятельность учащихся; развивающий характер обучения; интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; использование дидактических алгоритмизированных задач. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, технология проблемного обучения предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке педагога, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Технология индивидуализации обучения – модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным учащимся, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного учащегося. Технология группового обучения предполагает деление учащихся на несколько групп, где дети получают специальные упражнения для решения учебных задач. Технология дифференцированного обучения – это технология обучения учащихся одной группы, детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности. Технология развивающего обучения, используя данную технологию на занятиях ребенку отводится роль самостоятельного субьекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Формы организации учебного занятия: игра (учебные, тренировочные и тематические партии между учащимися с педагогом, с компьютером); решения комбинаций, задач и этюдов; участие в личных и командных соревнованиях различного уровня; сеансы одновременной игры; совместный и самостоятельный анализ собственных партий и партий мастеров; работа с шахматной литературой; на компьютере. Тематика и формы методических материалов: пособия, оборудование, рабочие тетради Дидактические материалы: бланки анкет, ПК, презентация, карточки с заданием, раздаточные материалы, инструкции, технологические карты, задания, упражнения, шахматные задачи Алгоритм проведения учебного занятия. На занятиях используются: краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах, занимательные вопросы из жизни шахмат, шахматные партии, беседы, работа со словарем шахмат, дискуссии, учебные игры, конкурсы, соревнования, самостоятельная работа, практические занятия, презентации. Занятия проводится в рамках целостного педагогического процесса, основанного на принципах: 14 - доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному); - наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной программы; - индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей, интересов каждого учащегося; - коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой работы; - сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе; - связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач); - сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью. Методы отслеживания результативности: Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представлены в виде карт оценки результатов освоения программы, портфолио учащихся. Контроль уровня обучения по каждой теме программы и в конце года происходит в форме участия в матчах и соревнованиях и знания теоретического материала. Условиями успешности обучения в рамках программы объединения являются: - активность учащегося; - повышенная мотивация; - связь обучения с жизнью объединения; - самостоятельность мышления. Методы работы Методы работы, используемые на занятиях по шахматам. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: новейшие технологии обучения, беседы, словесных методов, работа с материалами, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля. Учебно-методическое и информационное обеспечение Основным дидактическим средством обучения шахматам является учебнопрактическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические работы, выполнение проектов: • дифференцированное обучение; • практические методы обучения; • проектные технологии; Формы аттестации 15 Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Аттестация проводится с целью установления: - соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения; - соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ. Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, выполнения творческих заданий, групповых игр. При этом проводятся: - входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей); - текущая диагностика, проводимая в ходе учебного года (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала); - итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития учащихся. В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов опросов, выполнения заданий, практических занятий, и т.д. Формы подведения итогов реализации программы: тестирование. Оценочные материалы По мере освоения программы периодически проводится контроль и диагностика полученных знаний и навыков учащихся. Перечень диагностических методик: - мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностические карты); - мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (диагностическая карта). В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки: 1.Шахматные турниры. 2.Сеансы одновременной игры. 3.Конкурсы по решению шахматных задач. № Какие знания, умения, навыки Форма Сроки контролируются проведения 1. Способность решать одно, двух, Работа по Декабрь трех и т.д. ходовых задач, карточкам апрель разыгрывания открытых, полуоткрытых и закрытых дебютов (5-7 ходов) 2. Способность вести записи партий, Личные Ноябрь-декабрь, играть с применением часов, соревнования по Апрельсамостоятельно проводить разбор шахматам по май. 16 партий 3. Способность проводить анализ сыгранных партий круговой системе Соревнования Апрель Список литературы: 1.Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009. 2.Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983. 3.Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. 4.Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература, 1980. 5.Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М. Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. 6.Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985. 7.Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992. 8.Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980. 9.Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. 10.Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И.Г. Сухин. – Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992. 11.Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И.Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991. 12. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Поматур, 2000. 13.Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 14.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 15.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 16.Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991. 17 Календарно-тематическое планирование № п/п Дата Дата по по плану факт у Тема Элемент содержания Колич ество часов В том числе Контро льные работы Лабор аторн ые/ практ ическ ие работ ы Проектные работы 18 1. Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. 2. Шахматная доска. Знакомство 1 детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом. Знакомство 1 детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной 19 3. 4. 5. 6. 7. 8. доски в начале партии. Горизонталь. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь». Вертикаль. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль». Диагональ. Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ». Шахматная Обозначение нотация. вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур. Шахматные Расстановка фигуры и шахматных начальная фигур в позиция. начальной позиции. Ладья. Знакомство учащихся с шахматной фигурой 1 1 1 1 1 1 20 9. Слон. «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход». Знакомство 1 учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон. 21 10. Ферзь. 11. Конь. 12. Пешка. 13. Превращение пешки. 14. Король. 15. Ценность фигур. Нападение. 16. Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие. Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие. Правила хода и взятия пешкой. Правила превращение пешки. Правила хода и взятия королём. Сравнительная сила фигур. Атакующие возможности 1 1 1 1 1 1 1 22 17. Взятие. Взятие на проходе. 18. Шах и защита от шаха. 19. Мат. 20. Пат – ничья. 21. Рокировка. 22. Основные принципы игры в начале партии. 23. Мат двумя ладьями одинокому королю. 24. Мат ферзем и ладьёй одинокому королю. фигур. Особое взятие пешкой: взятие на проходе. Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха. Постановка мата всеми фигурами. Варианты ничьей. Правила рокировки, длинная и короткая рокировки. Общие принципы игры в начале шахматной партии. Техника матования одинокого короля двумя ладьями. Техника матования одинокого короля ферзём и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. ладьёй. Мат ферзём и Техника 1 королем матования одинокому одинокого королю. короля ферзём и королём. Материальное Определение 1 преимущество. материального преимущества, реализация материального преимущества. Нарушение Ошибочные 1 основных ходы в начале принципов партии и их игры в начале последствия. партии. Партии – Анализ 1 миниатюры. коротких партий. Запись Способ ведения 1 шахматной записи партии партии. во время соревнований. Шахматный Правила 1 этикет. поведения шахматиста во время партии. Шахматный Участие в 1 турнир. шахматном турнире. 1 1 1 24 32. 33. 34. Итого: Шахматный турнир. Шахматный турнир. Шахматный турнир. Участие шахматном турнире. Участие шахматном турнире. Участие шахматном турнире. в 1 1 в 1 1 в 1 1 34 6 1 25 4. Промежуточное тестирование 1 год обучения 1. Какая страна – родина шахмат? А) Россия; Б) Индия; В) Китай; Г) Тува. 2. Сколько полей на шахматной доске? А) 48; Б) 50; В) 64; Г) 16. 3. Что такое диаграмма? А) Начальная позиция; Б) Материальное преимущество; В) Запись шахматной игры; Г) Печатное изображение шахматной игры. Найди среди фигур тяжелую фигуру: А) Конь; Б) Ладья; В) Слон; Г) Пешка. 26 5. Назови среди фигур легкую фигуру: А) Ферзь; Б) Слон; В) Пешка; Г) Ладья. 6. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед: А) Король; Б) Пешка; В) Конь; Г) Ферзь. 7. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры: А) Слон; Б) Пешка; В) Конь; Г) Ферзь. 8. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной маневренностью: А) Король; В) Конь; Б) Ферзь; Г) Слон. 9. Нападение на короля называется: А) Мат; В) Пат; Б) Ничья; Г) Шах. 10. Укажи три способа защиты от шаха: А) Уничтожить фигуру, объявившую мат; В) Уйти от шаха; Б) Объявить перемирие; Г) Закрыться от шаха другой фигурой. 11. Как называется шах, от которого нет защиты: А) Ничья; В) Пат; Б) Рокировка; Г) Мат. 12. Какая шахматная фигура может резко возрасти в своем звании? А) Ладья; Б) Слон; В) Пешка; Г) Конь; 13. Конечная цель шахматной партии: А) Рокировка; Б) Шах; В) Мат; Г) Рукопожатие. 14. Что возникает в шахматной партии вследствие повторения одной и той же позиции более трёх раз: А) Пат; Б) «Вечный шах»; В) Мат; Г) Ничья; 15. Какой фигурой, кроме пешки, можно сделать первый ход в начале партии: А) Слоном; Б) Конём; 27 В) Ферзём; Г) Ладьёй; Критерии оценок: 14-15 баллов – «отлично» 11-13 баллов – «хорошо» 8-10 баллов – «удовлетворительно» 7 и меньше – «неудовлетворительно» 28 Приложение № 4 Входная диагностика в кружке «Шахматы» Стартовый уровень Уровни Шахмат ные термины Старто вый 1 год обучени я Двойной удар Вскрыты й шах Открыто е нападени е Двойной удар Связка Расположе ние доски Центр доски Начальное расположени е фигур На 1-м и 2-м рядах белые фигуры, на 7м и 8-м рядах чёрные фигуры. слева направо: Ладья, конь, слон, ферзь король, слон, конь, ладья Название Шахматных фигур Правила Взятие фигуры или пешки Ладья Конь Слон Ферзь Король, Пешка Ладья Конь Слон Ферзь Король Пешка Баллы Приложение № 5 Промежуточная аттестация обучающихся в кружке «Шахматы», стартовый уровень Игровая Практика. Проведение шахматного турнира № Ф.И.О. Наименование соревнований Количество набранных очков Результат Высокий уровень 4 очка и выше Средний уровень 1-3 очка Н и з к и й у р о в е н ь м е н ь 29 ш е 1 о ч к а Шахматный турнир внутри группы Лист корректировки 30 дополнительной образовательной общеразвивающей программы ШАХМАТЫ № п/п Причина корректировки Дата Согласование Календарный план воспитательной работы № п/п Направление Наименование Срок Планируемый Примечание 31 1 воспитательной работы Патриотическое воспитание мероприятия Беседа «Девятый день великого мая» 2 Нравственное воспитание Круглый стол «С уважением и любовью», приуроченный ко Дню пожилого человека 3 Национальное воспитание Круглый стол «Наша истинная национальность – человек!» 4 Трудовое воспитание Дискуссия «Без труда ничего не дается» 5 Интеллектуальное воспитание Интеллектуальный марафон «Как развивать в себе хорошую память?» 6 Семейное воспитание Акция «Подари сердце маме!» 7 Эстетическое воспитание Беседа «Красота в глазах смотрящего» 8 Физическое воспитание Квест «Путешествие в страну здоровья» 9 Экологическое Конкурс «Знатоки выполнен ия май результат развитие чувства гражданской ответственности и патриотизма октябрь Формирование уважительного отношения к пожилым людям, воспитание чувства ответственности за старшее поколение ноябрь Повышение уровня толерантности, сохранение стабильной межэтнической обстановки в учреждении май Формирование начального опыта трудового творческого сотрудничества среди учащихся сентябрь Формирование навыков дискуссии, работы по развитию памяти, внимания, воображения, интеллекта март Формирование устойчивого уважительного заинтересованного отношения к институту семьи декабрь Формирование эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное апрель Увеличение кругозора детей о видах спорта и спортивном инвентаре, развитие познавательного интереса февраль Формирование 32 10 воспитание природы» Правовое воспитание Беседа «Ответственность и безответственность. Что прячется за этим?» январь положительноэмоционального отношения к окружающей среде, заботливого отношения к природе Повышение уровня правовой культуры учащихся 33