Театр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА СТЕПАНОВА» ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
(протокол от 25августа 2023г. № 12)

Приложение
к ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО
утвержденной приказом по школе
от 29.08. 2023 г № 382- Д

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
____________________А.В. Симонова
29 августа 2023г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 1B3BBA9AA41497DB847436CA35225ED6
Владелец: Симонова Алёна Валерьевна
Действителен: с 28.04.2023 до 21.07.2024

Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный театр»
Направление:

художественное

Возраст 7 -18 лет
Педагог дополнительного образования_ Клименко М.Н.
Количество часов: всего за год___34 часов____; в неделю_1 раз в неделю, 34 уч. недели________________________________________
(общее количество за год, в неделю)

Срок реализации программы ______1 год_________________________________________________________________________________
Программа разработана на основе:
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31 марта2022 года № 678-р) (далее – Концепция);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации т 27.07.2022 № 629 «Обутверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
• Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова».

г.Саки
2023

РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр» составлена с учетом требований Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам", СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодёжи», Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 года №678-р, Устава
МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения уровня их
общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и
самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, сохранения
эмоционального здоровья школьников. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к
состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и
помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации личности.
Отличительные особенности программы: применение деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра. В
основе лежит принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам- литературы , музыки, изобразительного искусства.
Программа предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка.
Новизна: В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов
детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Так же новизной программы является деятельностный подход к
воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля; принцип
междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературного чтения, музыки, изобразительного искусства); принцип
креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение
личности.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями:
разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий
потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается
фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Адресат программы: учащиеся в возрасте 7-10 лет разного уровня подготовки. Минимальное количество учащихся в группе – 6 человек,
максимальное – 15 человек. Широкий возрастной диапазон и небольшое количество учащихся в группе связаны с малокомплектностью
образовательного учреждения.

Практическая значимость программы: Все полученные знания, умения и навыки
жизненно необходимы ребёнку как для его сегодняшней жизни, так и для будущего его
развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,
работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение
в жизни каждого ребёнка.
Преемственность программы: программа дополнительного образования
«Школьный театр» расширяет знания детей, полученных в рамках учебных предметов
«Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство»
Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы - 34 учебных часов.
Срок освоения программы: курс рассчитан на 1 учебный год.
Особенности реализации образовательного процесса, формы организации
образовательного процесса:
Форма организации детского коллектива - театральная студия. Образовательный
процесс организован в соответствии с учебным планом в объединении по интересам,
сформированном в группу обучающихся разных возрастных категорий (разновозрастная
группа), являющаяся основным составом объединения.
Виды занятий: учебное занятие (сочетающее теорию и практику), игра, беседа,
иллюстрирование, изучение основ
сценического
мастерства,
инсценирование
прочитанного произведения, работа над постановками, выступление.
Форма обучения: очная.
Режим занятий и периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность занятий 45 минут. Количество часов в неделю – 1 часов.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание
тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы: развитие творческих способностей и формирование социально активной
личности средствами театрального искусства.
Задачи программы:
 обучить основам сценического действия;
 развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу, образное
мышление;
 научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
 способствовать развитию культуры речи;
 содействовать формированию эстетического восприятия и художественного вкуса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
1.
2
3
4

5

Наименование раздела,
темы
Вводное занятие.
Я приглашаю вас в театр.
Раздел 1.
Азбука театра.
Раздел 2.
Театральное закулисье.
Раздел 3.
Культура и техника
речи. Художественное
чтение
Раздел 4.
Основы актерской
грамоты

Количество часов
Всего
Теория Практика
1

1

2

1

1

2

1

1

5

-

5

3

1

2

1

3

Формы контроля

Творческое задание
(текущий контроль)
Творческое задание
(текущий контроль)
Творческое задание,
выступление
Контрольный
критерий №1
Творческое задание
(текущий контроль)
Контрольный
критерий №2
Выполнение
творческих заданий.
Контрольный
критерий №3
(промежуточный
контроль)
Творческое задание
(текущий контроль)

6

Раздел 5
Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные игры

4

7

Раздел 6
Ритмопластика.
Сценическое движение
Раздел 7
Актёрский практикум.
Работа над
постановками,
выступлениями
Раздел 8
Итоговая аттестация
Раздел 9
Мероприятия в рамках
программы воспитания
ИТОГО

4

4

8

8

Творческое задание
(текущий контроль)
Контрольный
критерий №4

1

Итоговый тест
(итоговый контроль)
Творческий отчет,
выступление.

8

9
10

1

-

4
34

4
5

29

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1
ч)
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами
поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой
дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения
спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике.
1. АЗБУКА ТЕАТРА (2ч)
Тема 1. Азбука театра
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства.
Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители»,
выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать
названия спектаклей. Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному».
Тема 2. Правила поведения в театре. Театральный этикет.. (1ч)
Теоретическая часть : Правила поведения в театре. Театральный этикет
Практическая часть : Викторина, инсценирование небольших произведений об осени
2. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ (2ч)
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и
интерактивно.
Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер,
сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему.
Сценический этюд «Профессии театра…».Подготовка и выступление на праздничной
линейке
3. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ (5 ч)
Тема1. Культура и техника речи.(2 ч)
Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика.
Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Практическая часть. Мизансцены.
Тема 2. Художественное чтение (3ч)
Теоретическая часть: Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Упражнения
по сценической речи выполняются по алгоритму:
1. педагогический показ;
2. просмотр упражнения;
3. контроль и корректировка.
Практическая часть: Инсценировка сказок и веселых стихов К.И. Чуковского
4. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ ( 3 ч)
Тема 1. Основы актерской грамоты (1ч)
Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актёрской профессии.
Практическая часть.
Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что
одет» и т.д.
Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений: «Послушаем
тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона» и др.
Тема 2. Актерская грамота (2ч)

Теоретическая часть Мышечная свобода. Особенности сценического
Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской профессии.

внимания.

Практическая часть. Развитие фантазии на основе реальных образов природы..
Разгадывание загадок о природе. Этюд «Птичий переполох», озвучивание русской
народной сказки «Зимовье зверей». Упражнения на звукоподражание: шелест листьев,
травы, шум морских волн, вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание
ручья, гром и т.д. Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы»,
«Радио», «Слышать одного» и др
5. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ ( 4 ч)
Тема 1.Предлагаемые обстоятельства (2 ч)
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в
предлагаемых обстоятельствах.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в
играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх. Этюды-превращения: Игра в
теневой театр – создание с помощью рук образов зверей, птиц, сказочных существ.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать
одного» и др. Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление».
Тема 2.Театральные игры (2 ч)
Теоретическая часть. Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие «театральная игра.»
Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение игры в театральном
искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.
Практическая часть Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных
произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам. Разучивание и показ сценок
из школьной жизни, частушек, стихов. Инсценировка. Подготовка музыкальных номеров.
Сюжетно- ролевая игра -телепередача« В гостях у сказки»
6. РИТМОПЛАСТИКА ( 4 ч)
Тема 1. Ритмопластика (2 ч)
Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и
шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка.
Жесты. Пластика.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов,
попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку). Привить
уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей
(ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие,
координацию в пространстве. Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические
игры. Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая
импровизация на музыку разного характера. Игры и выполнение упражнений на развитие
пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений).
Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте».
Тема 2.Основы таинственного превращения (2 ч)
Теоретическая часть.
Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и
ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.
Понятия:
- точки зала (сцены);
- круг, колонна, линия (шеренга);
- темпы: быстро, медленно, умеренно.

Практическая часть. Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса.
Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья»,
«Подводные растения», «Плавники». Работа над жестами (уместность, выразительность).
Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Упражнения на развитие
умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй»,
«Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь».
Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные движения, менять их с
изменением характера музыки: «Мотылёк», «Лебедь», «Парус», «Снежинки», «Огонь» и
т.п. Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц,
наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения. Перестроение в
указанные фигуры, в том числе и геометрические
7. РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, МИНИАТЮРАМИ,
МИНИСПЕКТАКЛЯМИ) (8 ч)
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение.
Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение
основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по
ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по
ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность
действий, отработка логического соединения текста и движения. Этюдные репетиции на
площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпоритм. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций,
подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления
постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ) (1ч)
Практическая часть. Итоговый тест. Обсуждение. Подведение итогов.
9. МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ( 4 ч )
Творческий отчёт. Выступления на школьных мероприятиях. Обсуждение. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
По окончании изучения программы учащимися должны быть достигнуты:
Предметные результаты:
По итогам освоения программы обучающие будут знать:
 особенности театра как вида искусства;
 виды театров;
 правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
 театральные профессии;
 теоретические основы актeрского мастерства, пластики и сценической речи;
 упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
 упражнения для снятия мышечных зажимов;
 базовые упражнения для проведения актерского тренинга;
 правила проведения рефлексии.
Уметь:
ориентироваться в сценическом пространстве;
 выполнять простые действия на сцене;
 взаимодействовать на сценической площадке с партнeром;
 произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
 создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ;
 передавать образы с помощью вербальных и невербальных выразительных средств.
Личностные результаты:
 умение слаженно работать в коллективе, оценивать собственные
 возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
 приобретение навыков нравственного поведения, осознанного
 и ответственного отношения к собственным поступкам;
 создание предпосылок для объективного анализа своей работы и работы товарищей;
 стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог
 с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Метапредметные результаты:
 приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
 находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Год обучения

1 1 1 1 1 1 1 1 18 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3
0 1 2 3 4 5 6 7
9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

Недели
1 2 3 4 5 6 7 8 9

1-й год обучения
1час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

34 34

Всего учебных недель
Всего часов по
программе

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
Уровень образования педагога: Среднее специальное
Профессиональная категория: Первая категория.
Уровень соответствия квалификации: Программа реализуется без требований к
соответствию квалификации педагога.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Санитарно-гигиенические, материально-технические условия соответствуют целям и
задачам дополнительного образования. Основные занятия проводятся в МБОУ «Школалицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова» в кабинете №233, в котором созданы
условия для занятий художественной направленности в соответствии с СанПиН. Кабинет
оснащён учебной мебелью, ноутбуком, проектором и экраном. Для репетиций имеется
актовый зал со сценой, библиотечный фонд.
Электронные презентации по театральному искусству.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1) Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2) Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
3) Методическое пособие – практикум «Основы актёрского
мастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
4) Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
5) Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Процедура оценки уровня и качества освоения учащимися программы, а также
соответствие их планируемым результатам проводится посредством беседы, наблюдения,
устного опроса, практических заданий.
Программой предусмотрены такие формы аттестации, как входящая диагностика,
текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Входящая диагностика – это оценка исходного уровня знаний, умений, навыков
обучающихся относительно заявленных в программе результатов освоения программы
перед началом образовательного процесса. Входящая диагностика осуществляется в форме
беседы, наблюдения.
Текущий контроль – это оперативная оценка уровня знаний, умений, навыков
обучающихся относительно заявленных в программе результатов освоения программы по
итогам прошедших занятий (разделов), проводится в течение всего образовательного
процесса. Текущий контроль осуществляется в форме устного опроса, практических
заданий, беседы, наблюдения, тестирования.
Промежуточная аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися
содержания образовательной программы по итогам первой половины учебного периода.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме анализа выполнения учебного плана,
выполнения заданий контрольно-измерительных материалов по разделам (темам) учебного
плана, освоенным на момент проведения промежуточной аттестации. Возможен зачет
результатов текущего контроля.
Итоговая аттестация – это оценка уровня и качества достижения результатов,
заявленных в программе, в конце всего образовательного периода. Итоговая аттестация
проводится в форме анализа выполнения учебного плана, выполнения заданий контрольноизмерительных материалов всех разделов (тем) учебного плана. Возможен зачет
результатов текущего контроля.
Педагог оценивает результативность реализации программы по следующей карте:
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Карта оценки результативности реализации
программы Фамилия, имя, отчество педагога
Фамилия, имя учащегося
Год обучения по программе
Оценка уровня
Параметры
Характеристи
результативности
результативности
ка низкого
Оче
Удо Хоро Очен
реализации
н Слаб в
шоь
программ
уровня
о
ь
л.
хорош
результативно слаб
о
о
сти
1
2
3
4
5
Опыт
Информация
освоения
не
теоретическ
освоена
ой
информации
(объём, прочность,
глубина)
Опыт
Способы
практической
деятельности
деятельности
не освоены
(степень
освоения способов

Характеристика
высокого уровня
результативности

Информация освоена
полностью в
соответствии с
задачами программы

Способы
деятельности
освоены полностью
в соответствии с
задачами

деятельности:
умения и навыки)
Опыт
эмоциональноценностных
отношений
(вклад в
формирование
личностных
качеств
учащегося)

программы
Отсутствует
позитивный
опыт
эмоционально
- ценностных
отношени
й
(проявлен
ие

Приобретён
полноценный,
разнообразный,
адекватный
содержанию
программы опыт
эмоциональноценностных
отношений,

элементов
агрессии,
защитных
реакций,
негативное,
неадекватное
поведение)

Опыт творчества

Освоены
элементы
репродуктивной,
имитационной
деятельности

Опыт общения

Общение
отсутствовало
(ребёнок закрыт
для общения)

Осознание
ребёнком
актуальных
достижений.
Фиксированный
успех и вера
ребёнка в свои
силы
(позитивная «Яконцепция»)

Рефлекс
ия
отсутству
ет

Мотивация и
осознание
перспективы

Мотивация и
осознание
перспективы
отсутствуют

Общая оценка уровня результативности:
7-20 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком
уровне.

способствующий
развитию
личностных
качеств
учащегося
Приобретён опыт
самостоятельной
творческой
деятельности
(оригинальность,
индивидуальность,
качественная
завершенность
результата)
Приобретён опыт
взаимодействия и
сотрудничества в
системах
«педагог-учащийся»
и
«учащийсяучащийся».
Доминируют
субъект
субъектные
отношения
Актуальные
достижения ребёнком
осознаны и
сформулированы

Стремление ребёнка
к дальнейшему
совершенствованию в
данной области (у
ребёнка
активизированы
познавательные
интересы
и потребности)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в
классе.
На теоретических занятиях используются следующие методы: рассказ, беседа,
викторины, игры, игровые ситуации. На практических занятиях отрабатываются
полученные умения и навыки.
Теоретические и практические занятия построены так, чтобы теория сочеталась с
практикой, а полученные знания и навыки могли быть использованы в реальной жизни.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, мастер-класс, инсценировка,
показ репетиция, выступление.
Методы обучения (словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой) и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
Алгоритм учебного занятия:
- приветствие, организационные вопросы;
- работа над речью;
- театральные подвижные игры;
- индивидуальные и групповые задания;
- актерский тренинг;
- анализ занятия.
В процессе обучения по данной программе используются следующие
педагогические
технологии:
личностно-ориентированные,
здоровьесберегающие,
игровые, ИКТ-технологии. Образовательный процесс выстроен в соответствии с
возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся.
Дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть
в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Воспитание на занятиях кружка осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и
педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- поощрение педагогами детских инициатив.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ п/п
1.
2.
3.
4.

Наименование мероприятия
Выступление на школьной линейке ко Дню учителя
Патриотические миниатюры ко Дню
Защитника Отечества
Конкурс театрализованных представлений
«Веселый светофор»
Итоговая школьная конференция. Сценки из
школьной жизни

Сроки
октябрь
февраль
февраль – март
май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства
«Школьный театр».http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы.
3. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Какразвивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
4. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.:
Баласс, 2008.
5. Организация деятельности школьного театра https://kirovipk.ru/wpcontent/uploads/2022/06/teatr-organizacziya-shhuka.pdf?ysclid=lgyufp3gqd151377163
6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
7. Стасюк В.В., Иванова В.В. Методические рекомендации. Организация деятельности
школьного театра Москва, 2022

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольный критерий №1
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно
Обучающийся должен в зависимости от задания включиться в игровое пространство вместе
с другими или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал: игра «Японская машинка»: все участники занятия
выполняют синхронно ряд движений (как машина). Когда группа овладела набором и
последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, меняется темп
движений согласно темпу, задаваемому ведущим. Затем вводится и речь. Упражнение
тренирует координацию движений, слов, внимания.
0 баллов
1балл
2 балла
3 балла
Обучающийся не
Обучающийся
Обучающийся
Обучающийся
понял смысл
вступил в игровое
вступил в игровое
вступил в игровое
задания, начал
пространство вместе пространство вместе
пространство вместе
движение не со
со всеми, но
со всеми, выполнил
со всеми, выполнил
всеми, закончил не
закончил не по
требования игры, но
требования игры,
по команде
команде
не справился с
справился с
самостоятельным
самостоятельным
вступлением
вступлением
Контрольный критерий №2
Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству Формирование у обучающихся
в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие
мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного
интереса.
Контрольно-измерительный материал: музыкально-театральные миниатюры
0 баллов
Не проявляет
активности на
занятии. Нет
интереса к
изображению и
представлению
различных
сценических
персонажей.
Отрицательная
мотивация

1балл
Низкий уровень
познавательной
деятельности.
Самостоятельно
выполняет задания,
но без инициативы.
Внешний вид
мотивации

2 балла
Активная
познавательная
деятельность.
Проявляет
самостоятельность и
инициативу на
занятии.
Неустойчивая
положительная
мотиваци

3 балла
Высокий уровень
познавательной
деятельности. С
интересом изучает,
играет различные
роли. Проявляет
творческую
активность на
занятии. Высокая
внутренняя
мотивация

Контрольный критерий №3
Действие с воображаемым предметом
Обучающийся должен представить воображаемый предмет и совершить простейшие
физические действия с ним. Контрольно-измерительный материал: игра «Память
физических действий»: школьники, работая с воображаемыми предметами, демонстрируют
различные действия: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры и т.д.
0 баллов
1балл
2 балла
3 балла
Обучающийся
Обучающийся
Обучающийся
Обучающийся не
представил
представил
представил
представляет
воображаемый
воображаемый
воображаемый
воображаемый
предмет, но с
предмет, правильно
предмет, правильно
предмет
неправильными
показал его формы
показал его формы и
формами и
и произвел точные
произвел действия с
неточными
действия с ним
ним в
согласованности с
движениями
партнером
Контрольный критерий №4
Действие в предлагаемых обстоятельствах
Умение представить себя и партнера в предлагаемых обстоятельствах, выполнять одни и те
же действия в различных воображаемых ситуациях. Контрольно-измерительный материал:
игра «Превращение комнаты»: обучающиеся работают по группам или по одному.
Детям предлагается выполнить такие движения, которые бы подсказали действия на
определенные предлагаемые обстоятельства (этюд), например: вы находитесь в лесу, на
необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь представить
себя и других партнеров в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю. Этюды на
действия в предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые).
Контрольный тест по программе «Школьный театр»
Выберите правильный вариант ответа
1. Театр – это…
а) искусство
в) учение
б) наука
г) благотворительный фонд
2. Театр – это искусство…
а) пения
в) изобразительного творчества
б) действия
г) макраме
3. В театре выпускают…
а) модели одежды
в) книги
б) спектакли
г) кино
4. Постановкой спектакля занимается…
а) оператор
в) композитор
б) режиссер
г) продюсер
5. Выберите театральные профессии
а) учитель
в) композитор
б) режиссер
г) костюмер
6. Выразительными средствами спектакля являются…
а) свет
в) декорации
б) музыка
г) грим
7. Кого называют «главным чудом» театра?
а) художника
в) осветителя

б) актера
г) гримера
8. Как называется театр, где актеры – куклы?
а) театр юного зрителя
в) кукольный
б) драматический
г) театр теней
9. Выберите подходящую одежду для похода в театр:
а) школьная форма
в) домашняя одежда
б) карнавальный костюм
г) нарядное платье, костюм
10. Что самое главное во время просмотра спектакля?
а) разговоры с соседом
в) смех
б) внимание
г) мысли о буфете

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование раздела,
темы
Вводное занятие.
Я приглашаю вас в театр.
Раздел 1.
Азбука театра.
Азбука театра.
Раздел 2.
Театральное закулисье.
Театральное закулисье.

7.

Раздел 3.
Культура и техника речи.
Культура и техника речи.

8.

Художественное чтение

9.

Художественное чтение

10.

Художественное чтение

11.

12.

13.

14.

15.

Раздел 4.
Посвящение детей в
особенности
актёрской
профессии.
Упражнения на развитие
зрительного внимания:
«Повтори позу», «Зеркало»,
«Кто во что одет» и т.д.
Упражнения на развитие
слухового внимания и
других сенсорных умений:
«Послушаем тишину»,
«Летает не летает»,
«Хлопки», «Воробейворона» и др.
Раздел 5 Понятие о
предлагаемых
обстоятельствах.
Понятие «Я» в
предлагаемых
обстоятельствах.
Выполнение упражнений
на предлагаемые

План

Факт
Всего
1

Количество часов
Теория
Практика
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

1

1

1

-

1

1

1

1

1

1

1

16.

17.

18.

19.

обстоятельства. Участие в
играх-инсценировках,
играх-превращениях,
сюжетных играх. Этюдыпревращения: Игра в
теневой театр – создание с
помощью рук образов
зверей, птиц, сказочных
существ.
Понятие «игра».
Возникновение игры.
Понятие «театральная игра.»
Общеразвивающие игры и
специальные театральные
игры. Значение игры в
театральном искусстве.
Воображение и вера в
вымысел. Язык жестов,
движений и чувств.
Обыгрывание бытовых
ситуаций из детских
литературных
произведений. Сочинение
и представление этюдов по
сказкам. Разучивание и
показ сценок из школьной
жизни, частушек, стихов.
Инсценировка. Подготовка
музыкальных номеров.
Сюжетно- ролевая игра телепередача« В гостях у
сказки»
Выполнение упражнений:
«Угадать шумы»,
«Искусственные шумы»,
«Радио», «Слышать одного»
и др. Выполнение этюдов:
«Встреча», «Знакомство»,
«Ссора», «Радость»,
«Удивление».
Раздел 6
Ритмопластика.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20.

Ритмопластика.

1

1

21.

Сценическое движение

1

1

22.

Сценическое движение

1

1

23.

Раздел 7
Актёрский практикум.
Работа над постановками,
выступлениями

1

1

24.

Актёрский практикум. Работа
над постановками,
выступлениями

1

1

25.

Актёрский практикум. Работа
над постановками,
выступлениями

1

1

26.

Актёрский практикум. Работа
над постановками,
выступлениями

1

1

27.

Актёрский практикум. Работа
над постановками,
выступлениями

1

1

28.

Актёрский практикум. Работа
над постановками,
выступлениями

1

1

29.

Актёрский практикум. Работа
над постановками,
выступлениями

1

1

30.

Актёрский практикум. Работа
над постановками,
выступлениями

1

1

31.

Раздел 8
Итоговая аттестация
Раздел 9
Мероприятия в рамках
программы воспитания
Мероприятия в рамках
программы воспитания

1

32.
33.
34.

-

1

1

1

1

1

Мероприятия в рамках
программы воспитания

1

1

ИТОГО

34

5

29

Лист корректировки
дополнительной образовательной общеразвивающей программы
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
№
п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».