Положение библиотека

СОГЛАСОВАН
педагогическим советом
МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского
Союза Ф.Ф. Степанова»
(протокол от 28 августа 2024г. № 15)

УТВЕРЖДЕН
приказом МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
29 августа 2024г. № 387-Д

Положение
О библиотеке Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Школа-лицей имени Героя Советского Союза Федора Федоровича Степанова»
города Саки Республики Крым
1.
Общие положения
1.1. Настоящее положение о библиотеке общеобразовательной организации (далее –
Положение) определяет основные принципы, задачи и функции библиотеки, а также
порядок
организации
её
деятельности
как
структурного
подразделения
общеобразовательной организации, регламентирует права и обязанности пользователей и
работников библиотеки МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова»
1.2. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим
деятельность общеобразовательной организации по предоставлению в бесплатное
пользование обучающимся учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов,
средств обучения и воспитания в соответствии с требованиями действующих Федеральных
государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС).
1.3. Настоящее положение вступает в силу со дня его утверждения и действует до
внесения изменений и дополнений.
2. Нормативное правовое обеспечение деятельности библиотеки ОО
2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативноправовыми актами и рекомендациями:
– Федеральный закон № 78-ФЗ от 29.12.1994 «О библиотечном деле» (с изменениями
и дополнениями);
– Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
– Федеральный закон № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями и дополнениями);
– Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;
– Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее – ФЗ № 273);
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 «Об
утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным
условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в
целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах
Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных
организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем
образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению

общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости
оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»
(далее – Приказ №804);
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2023 № 556
«О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 сентября 2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установления предельного срока использования
исключенных учебников»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.08.2023 № 600
«О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 2 декабря 2022 №1053»;
– Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 08.10.2012 № 1077
«Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда»
(с изменениями и дополнениями);
– ГОСТ Р 7.0.93-2015. Национальный стандарт Российской Федерации «Система
стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечный фонд,
технология формирования», утвержден и введен в действие приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2015 г. № 2125-ст
(ссылка на документ: https://internet-law.ru/gosts/gost/61260/);
– ГОСТ Р 7.0.94-2022. Национальный стандарт Российской Федерации «Система
стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечный фонд,
термины и определения», утвержден и введен в действие приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.05.2022 № 395-ст (ссылка
на документ: https://internet-law.ru/gosts/gost/78009/ );
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013
№ НТ-41/08 «О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов
Российской Федерации»;
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2016
№ НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными
пособиями)»;
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016
№ НТ 08-709 «О списках рекомендуемых произведений»;
– Методические
рекомендации
по
формированию
фондов
библиотек
2

общеобразовательных организаций, подготовленные Информационным центром
«Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования совместно с
Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира, 2019г. (ссылка на документ:
https://asou-mo.ru/media/download/3443).
3. Основные цели и задачи библиотеки ОО
3.1. Цели библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают в
себя в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения содержания основных общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных
образовательных
программ,
воспитание
гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
3.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:
 обеспечение
участникам образовательного процесса – обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (законным представителям) обучающихся
(далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов
образовательной организации;
 воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
 привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной, художественной,
научно-популярной литературы;
 содействие развитию познавательных интересов и способностей обучающихся;
 формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
 содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической
литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
 совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
4. Основные функции
библиотечно-информационных ресурсов

4.1. Формирует фонд
образовательной
организации:
 комплектует
основной фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами;
 участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа
входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебными
пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных
образовательных программ;
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
3

картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю образовательной
организации.
4.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности;
 содействует педагогическим работникам в организации образовательного
процесса и досуга обучающихся.
4.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием обучающихся;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций);
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры
обучающихся, является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
5. Организация деятельности библиотеки и управление библиотекой
5.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
образовательной организации.
5.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет педагог-библиотекарь,
который назначается руководителем образовательной организации.
5.3. Ппедагог-библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за
организацию и результаты деятельности библиотеки.
5.4. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю образовательной
организации на утверждение следующие документы:

положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

планово-отчетную документацию.
5.5. Наличие укомплектованной библиотеки в ОО обязательно (ст. 18 ФЗ №273).
5.6. Общий библиотечный фонд могут составлять следующие фонды:
 фонд учебников;
 фонд художественной литературы;
4

 фонд учебно-методической литературы;
 фонд справочной и научной литературы;
 фонд периодических изданий;
 фонд электронных ресурсов ОО (разработки, публикации педагогов ОО и т.д.);
 фонд электронных образовательных ресурсов (далее – фонд ЭОР).
5.7. Библиотека по своей структуре может делиться на абонемент, читальный зал и
электронную библиотеку, обеспечивающую дистанционный доступ к электронным
информационным ресурсам.
5.8. Соответствие общего библиотечного фонда требованиям ФГОС для освоения
образовательной программы в полном объеме учитывается при лицензировании и
аккредитации ОО.
5.9. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с
основными образовательными программами ОО, годовым планом работы ОО, планом
работы библиотеки ОО.
5.10. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования (подраздел 3 раздела 1 Приказа № 804) и в пределах средств, выделяемых
учредителем, ОО обеспечивает библиотеку:
– гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов (учебников, учебных пособий, книг на традиционных и электронных носителях);
– необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных
примесей или электропроводящей пыли) в соответствии с постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
– телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
– ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки.
5.11. ОО создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
5.12. Ответственность за систематичность и качество комплектования фонда библиотеки
(фонды учебников, учебно-методической литературы и т.д.) в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет руководитель ОО в соответствии с Уставом ОО.
5.13. Режим работы школьной библиотеки определяется администрацией ОО совместно с
библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка ОО и утверждается
руководителем ОО ежегодно.
5.14. Требуемый режим хранения библиотечного фонда обеспечивается руководителем ОО.
Работа по сохранности библиотечного фонда организуется библиотекарем.
5.15. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с обучающимися библиотека ОО может взаимодействовать с библиотеками других
ОО муниципального образования и/или Республики Крым.
5.16. С целью обновления информации по списку экстремистских материалов библиотекарь
5

регулярно ( 1 раз в месяц) проводится просмотр сайта Министерства юстиции Российской
Федерации. Отбор, заказ и приобретение литературы с целью пополнения библиотечноинформационного фонда школы осуществляется после сверки ее с Федеральным списком
экстремистской литературы».
6. Обязательные документы школьной библиотеки
6.1. Обязательные организационно-распорядительные документы:
- Положение о библиотеке ОО;
- Положение об электронной библиотеке ОО;
- Порядок пользования библиотекой ОО (приложение 1);
- Порядок пользования учебниками из фонда библиотеки ОО (приложение 2);
- Должностные инструкции работников библиотеки;
- Договор о полной материальной ответственности;
- План работы библиотеки на текущий учебный год;
- Отчет о работе библиотеки за предыдущий учебный год;
- Инструкция по технике безопасности в библиотеке;
- Инструкция по пожарной безопасности в библиотеке;
- Порядок организации доступа к сети Интернет в библиотеке ОО.
6.2. Обязательные документы (формы) по учету работы библиотеки и библиотечного
фонда:
- Дневник учета работы библиотеки ОО;
- Паспорт библиотеки ОО;
- Книги суммарного учета библиотечного фонда;
- Инвентарные книги на печатные издания;
- Журнал учета (или инвентарная книга) электронных носителей информации;
- Журнал учета (или картотека) изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу
(брошюр);
- Картотека учета периодической печати;
- Документы по организации учета учебников (Картотека учебников, Журнал учета
регистрационных карточек картотеки учебников);
- Каталог (возможен электронный) электронных образовательных ресурсов;
- Журнал учета литературы, принятой взамен утерянной;
- Читательские формуляры;
- Ведомости (реестры) передачи учебников классным руководителям (в соответствии
с Положением о порядке выдаче и учета учебной литературы в ОО);
- Акты движения (списание) основного фонда (хранятся постоянно);
- Акты о проверке фондов;
- Порядок замены утраченной или испорченной литературы (приложение 4);
- Положение о Совете библиотеки (при наличии Совета).
6.3. Документы ОО по предотвращению доступа к экстремистской литературе:
- Регламент работы библиотеки с документами, включёнными в Федеральный список
экстремистских материалов;
6

- Приказ «О порядке работы с изданиями, включенными в Федеральный список

-

экстремистских материалов», формирующийся в соответствии со статьей 13
Федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
Актуальный список экстремистских материалов на бумажном носителе;
Журнал сверок библиотечного фонда ОО с Федеральным списком экстремистских
материалов;
Акты сверки (проверки) библиотечного фонда ОО с Федеральным списком
экстремистских материалов.

7. Требования к формированию библиотечного фонда
7.1. Основные понятия:
Документ библиотечного фонда – зафиксированная на материальном носителе и/или
распространяемая в информационно-телекоммуникационных сетях информация с
реквизитами, позволяющими ее идентифицировать в процессе обработки, поиска,
использования и хранения.
Библиотечный фонд – упорядоченная совокупность, документов, соответствующая целям,
задачам, функциям библиотеки, которую библиотека может предоставить своим
пользователям (п. 3 ГОСТ Р 7.0.94-2022).
Учет библиотечного фонда – совокупность процессов, обеспечивающих оформление
поступления и выбытия документов в библиотечном фонде, а также обобщение сведений
об объеме, составе, движении, стоимости фонда и его частей.
7.2. Библиотечный фонд ОО состоит из основного и специализированного фондов.
7.3. Основной библиотечный фонд включает следующие документы, сопровождающие
реализацию основных образовательных программ начального, основного и среднего
общего образования:
–
художественную литературу – отечественную и зарубежную, классическую и
современную;
–
отраслевую литературу – научные, научно-популярные, учебно-методические издания
по всем учебным предметам и образовательно-воспитательным направлениям, которые
реализует ОО в рамках основной образовательной программы;
–
справочно-библиографические издания – справочники, словари, энциклопедии;
–
периодические издания – журналы, газеты;
–
литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
7.4. Основной библиотечный фонд формируется в соответствии с рекомендациями
Минобрнауки России (письма от 16.01.2013 № НТ-41/08 и от 14.04.2016 № 08-709).
7.5. Основной библиотечный фонд комплектуется таким образом, чтобы на одного
обучающегося ОО приходилось (в соответствии с методическими рекомендациями
информационного центра «Библиотека им. К.Д. Ушинского» Российской академии
образования совместно с Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира):
–
не менее 10 экземпляров документов;
–
количество словарей и справочников – не менее 0,5 экземпляра на одного
обучающегося.
7.6. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать требования
Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности». Документы, включенные в Федеральный список экстремистских
7

материалов (далее – ФСЭМ), опубликованный на официальном сайте Минюста
(http://minjust.ru/ru/extremist-materials), приобретать запрещено, при выявлении их в фонде –
изымать из доступа.
7.7. Специализированный библиотечный фонд включает:
–
учебники, входящие в федеральный перечень учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
– допускается использование учебников на класс комплект по следующим предметам :
– ИЗО, музыке, технологии, ОРГС, ОДКНР, родной русской
литературе. Учебники
по данным предметам могут использоваться в электронном виде.
– учебные пособия, которые допускаются к использованию при реализации
аккредитованных образовательных программ начального, основного и среднего общего
образования.
7.8. ОО самостоятельно определяет и утверждает список учебников из числа тех, которые
входят в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования.
7.9. Учебные издания могут быть в печатном и/или электронном виде. Формат определяет
ОО самостоятельно.
7.10. Учет специализированного фонда осуществляется в электронной специализированной
программе АИС «Книгозаказ».
7.11. Прием документов в общий фонд библиотеки включает следующие операции:
– сверку поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт), включающим
список поступивших документов;
– составление первичного учетного документа для поступлений без сопроводительной
документации;
– регистрацию поступивших документов в регистрах суммарного, группового и
индивидуального учета (в соответствии с ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд.
Технология формирования»).
8. Требования к учету поступления и выбытия документов
8.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным
способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу суммарного
учета документов основного фонда».
8.2. Поступившим документам присваивается индивидуальный регистрационный номер
(инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера,
системный номер для электронных документов) и шифр хранения.
8.3. Регистрационные номера и шифры отмечаются в регистрах индивидуального учета
документов – инвентарной книге, картотеке регистрации учебников
8.4. Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Требования к штемпелю с
наименованием ОО: прямоугольная форма, размер – не больше чем 1,5 см.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа — на
первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом нижнем углу
и на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель ставится только на
обложке или на первой странице текста.
8

8.5. Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в электронной
базе данных библиотеки.
8.6. Специализированный фонд учитывается и хранится отдельно от основного
библиотечного фонда.
8.7. Учет документов специализированного фонда, как многоэкземплярной литературы,
осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учета учебного
фонда» и в картотеке регистрационных карточек.
8.8. На каждое наименование документов специализированного фонда заводится отдельная
учетная карточка.
8.9. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников расставляются в
учетную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту фамилий авторов или
заглавий. Для контроля за сохранностью учетных карточек они регистрируются в
«Журнале регистрации учетных карточек учебников».
8.10. Техническая обработка документов предусматривает следующие операции:
проставление на каждом документе штемпеля библиотеки
8.11. Учет специализированного фонда предусматривает отражение его состава в
справочно-библиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе
данных.
8.12. Выбытие документов библиотечного фонда – это выведение документов из состава
библиотечного фонда.
Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании анализа состава
библиотечного фонда и результатов его проверки.
Документы могут быть исключены из библиотечного фонда по причинам:
ветхость документа – результат естественного старения или физического износа
документа;
дефектность документа – частичная или полная утрата эксплуатационных
качеств документа в результате внешнего воздействия;
устарелость по содержанию – потеря актуальности тематики, подтверждаемая
отсутствием спроса читателей, не востребованностью в перераспределении и
реализации;
утрата документа – отсутствие его в фонде библиотеки по причинам потери,
хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе хакерской атаки и
невосстановимого сбоя электронного оборудования) или социального характера, по
неустановленной причине.
8.13. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в соответствии
с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденным
приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077.
8.14. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их списания
комиссией, созданной руководителем ОО.
8.15. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Требования к проверке документов библиотечного фонда
9.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с периодичностью
один раз в пять лет на основании графика проверки, утвержденного директором ОО.
9

9.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в
обязательном порядке:
– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
– при реорганизации или ликвидации ОО.
9.3. По итогам проверки библиотекарь/заведующий библиотекой составляет акт,
подписывает и хранит его в библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой
дел. Если какие-то документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту
прикладывается их список, в котором фиксируются сведения о количестве документов
библиотечного фонда в наличии и количестве отсутствующих документов, в том числе по
неустановленной причине. В акте также указывается номер и дата акта предыдущей
проверки.
9.4. Во время проверки документов библиотечного фонда работники отслеживают
наличие литературы экстремистской направленности, входящей в Федеральный список
экстремистских материалов. При выявлении вышеуказанной литературы, к ней
ограничивается доступ пользователей в соответствии с действующим законодательством
и локальными актами ОО.
9.5. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и
невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в
соответствии с действующим законодательством.
10. Права и обязанности библиотекаря
10.1. Библиотекарь в рамках выполнения своих обязанностей, в соответствии с
должностной инструкцией имеет право:
–
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в Уставе ОО и распорядительных актах ОО;
–
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
–
рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
–
изымать книги из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного
фонда;
10.2. Библиотекарь обязан:
–
препятствовать распространению, производству, хранению и использованию
литературы экстремистской направленности в соответствии с Федеральным Законом
№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
–
выявлять и исключать из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся
печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции (18+) в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;
–
организовать обслуживание пользователей в соответствии с правилами техники
безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями (СанПиН
1.2.3685-21).
–
обеспечить в полном объеме пользователям возможность работы с
10

информационными ресурсами школьной библиотеки;
–
информировать пользователей о видах предоставляемых школьной библиотекой
услуг;
–
обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
–
формировать библиотечные фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами ОО,
интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий
пользователей;
–
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
–
обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;
–
обеспечивать режим работы школьной библиотеки в соответствии с утвержденным
графиком работы библиотеки;
–
отчитываться в установленном порядке перед руководством ОО о выполнении плана
работы библиотеки не реже 1 раза в год;
–
повышать квалификацию в соответствии с требованиями нормативно-правовых и
локальных актов.
11. Права и обязанности пользователей библиотеки
11.1. Пользователи библиотеки имеют право:
–
получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
–
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
–
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
–
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания и другие источники информации;
–
продлевать, в соответствии с Правилами пользования библиотекой ОО, срок
пользования литературой;
–
получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фондов библиотеки;
–
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
–
обращаться к руководителю ОО для разрешения конфликтной ситуации, возникшей
в результате пользования услугами библиотеки ОО.
11.2. Пользователи библиотеки ОО обязаны:
–
соблюдать Правила пользования библиотекой ОО;
–
бережно относиться к печатным изданиям (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
–
поддерживать порядок расстановки книг в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
–
пользоваться ценной и справочной литературой только в помещении библиотеки;
–
убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом педагога-библиотекаря. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемой литературе несет последний пользователь;
11

–
расписываться в читательском формуляре за каждый полученный экземпляр
литературы (исключение составляют обучающиеся 1-х классов);
–
возвращать литературу в школьную библиотеку в установленные сроки;
–
в случае утраты или порчи производить замену книги на равноценную;
–
в случае перехода пользователя в течение учебного года в другую ОО, учебники,
учебные пособия, учебно-методические материалы и другую литературу, предоставленную
в личное пользование, вернуть в библиотеку ОО;
–
полностью рассчитаться с библиотекой по обходному листу (обучающиеся
выпускных классов перед получением документа об окончании ОО).
11.3. Порядок пользования школьной библиотекой:
–
запись обучающихся в школьную библиотеку производится по списочному составу
класса, педагогических и иных работников школы – в индивидуальном порядке, родителей
(законных представителей) обучающихся – по паспорту;
–
перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
–
документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
–
читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю книг из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
11.4. Порядок пользования абонементом:
11.4.1. пользователи имеют право получить на дом не более двух книг из фондов
художественной/справочной/учебно-методической литературы одновременно;
11.4.2. максимальные сроки пользования книгой:
–
учебники, учебные пособия – учебный год;
–
научно-популярная, познавательная, художественная литература – 14 дней;
–
периодические издания, издания повышенного спроса – 7 дней;
–
пользователи могут продлить срок пользования книгой, если на нее отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
11.5. Книги, предназначенные для работы в читальном зале:
–
энциклопедии;
–
справочники;
–
редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре книги.
11.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
–
работа пользователя с компьютером в библиотеке допускается только с применением
контент-фильтрации и в присутствии педагога-библиотекаря;
–
разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
–
запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский характер
в соответствии с Федеральным Законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности»;
–
работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям СанПиН 1.2.3685-21. Продолжительность использования
электронных средств обучения указана в таблице 1.

12

Таблица 1
Электронные
средства обучения
Интерактивная доска

Интерактивная панель

Персональный компьютер

Ноутбук

Планшет

Классы
1-3 классы
4 классы
5-9 классы
10-11 классы
1-3 классы
4 классы
5-6 классы
7-11 классы
1-2 классы
3-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
1-2 классы
3-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
1-2 классы
3-4 классы
5-9 классы
10-11 классы

На занятии, мин, не
более
20
30
30
30
10
15
20
25
20
25
30
35
20
25
30
35
10
15
20
20

13

Суммарно в день
в школе, мин, не более
80
90
100
120
30
45
80
100
40
50
60
70
40
50
60
70
30
45
60
80


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».