СОГЛАСОВАН педагогическим советом МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» (протокол от 28 августа 2024г. № 15) УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова» 29 августа 2024г. № 387-Д Положение О библиотеке Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-лицей имени Героя Советского Союза Федора Федоровича Степанова» города Саки Республики Крым 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о библиотеке общеобразовательной организации (далее – Положение) определяет основные принципы, задачи и функции библиотеки, а также порядок организации её деятельности как структурного подразделения общеобразовательной организации, регламентирует права и обязанности пользователей и работников библиотеки МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова» 1.2. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность общеобразовательной организации по предоставлению в бесплатное пользование обучающимся учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания в соответствии с требованиями действующих Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). 1.3. Настоящее положение вступает в силу со дня его утверждения и действует до внесения изменений и дополнений. 2. Нормативное правовое обеспечение деятельности библиотеки ОО 2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативноправовыми актами и рекомендациями: – Федеральный закон № 78-ФЗ от 29.12.1994 «О библиотечном деле» (с изменениями и дополнениями); – Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); – Федеральный закон № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями); – Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; – Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее – ФЗ № 273); – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (далее – Приказ №804); – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2023 № 556 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников»; – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.08.2023 № 600 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 №1053»; – Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» (с изменениями и дополнениями); – ГОСТ Р 7.0.93-2015. Национальный стандарт Российской Федерации «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечный фонд, технология формирования», утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2015 г. № 2125-ст (ссылка на документ: https://internet-law.ru/gosts/gost/61260/); – ГОСТ Р 7.0.94-2022. Национальный стандарт Российской Федерации «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечный фонд, термины и определения», утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.05.2022 № 395-ст (ссылка на документ: https://internet-law.ru/gosts/gost/78009/ ); – Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 № НТ-41/08 «О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации»; – Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)»; – Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 № НТ 08-709 «О списках рекомендуемых произведений»; – Методические рекомендации по формированию фондов библиотек 2 общеобразовательных организаций, подготовленные Информационным центром «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования совместно с Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира, 2019г. (ссылка на документ: https://asou-mo.ru/media/download/3443). 3. Основные цели и задачи библиотеки ОО 3.1. Цели библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают в себя в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания основных общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 3.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются: обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации; воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной, художественной, научно-популярной литературы; содействие развитию познавательных интересов и способностей обучающихся; формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации; содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд; совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 4. Основные функции библиотечно-информационных ресурсов 4.1. Формирует фонд образовательной организации: комплектует основной фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами; участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ; организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические 3 картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю образовательной организации. 4.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся; организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности; содействует педагогическим работникам в организации образовательного процесса и досуга обучающихся. 4.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием обучающихся; осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций); способствует проведению занятий по формированию информационной культуры обучающихся, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами. 4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся: удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 5. Организация деятельности библиотеки и управление библиотекой 5.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель образовательной организации. 5.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет педагог-библиотекарь, который назначается руководителем образовательной организации. 5.3. Ппедагог-библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию и результаты деятельности библиотеки. 5.4. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю образовательной организации на утверждение следующие документы: положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; планово-отчетную документацию. 5.5. Наличие укомплектованной библиотеки в ОО обязательно (ст. 18 ФЗ №273). 5.6. Общий библиотечный фонд могут составлять следующие фонды: фонд учебников; фонд художественной литературы; 4 фонд учебно-методической литературы; фонд справочной и научной литературы; фонд периодических изданий; фонд электронных ресурсов ОО (разработки, публикации педагогов ОО и т.д.); фонд электронных образовательных ресурсов (далее – фонд ЭОР). 5.7. Библиотека по своей структуре может делиться на абонемент, читальный зал и электронную библиотеку, обеспечивающую дистанционный доступ к электронным информационным ресурсам. 5.8. Соответствие общего библиотечного фонда требованиям ФГОС для освоения образовательной программы в полном объеме учитывается при лицензировании и аккредитации ОО. 5.9. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с основными образовательными программами ОО, годовым планом работы ОО, планом работы библиотеки ОО. 5.10. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования (подраздел 3 раздела 1 Приказа № 804) и в пределах средств, выделяемых учредителем, ОО обеспечивает библиотеку: – гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (учебников, учебных пособий, книг на традиционных и электронных носителях); – необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21); – телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; – ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки. 5.11. ОО создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 5.12. Ответственность за систематичность и качество комплектования фонда библиотеки (фонды учебников, учебно-методической литературы и т.д.) в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель ОО в соответствии с Уставом ОО. 5.13. Режим работы школьной библиотеки определяется администрацией ОО совместно с библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка ОО и утверждается руководителем ОО ежегодно. 5.14. Требуемый режим хранения библиотечного фонда обеспечивается руководителем ОО. Работа по сохранности библиотечного фонда организуется библиотекарем. 5.15. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с обучающимися библиотека ОО может взаимодействовать с библиотеками других ОО муниципального образования и/или Республики Крым. 5.16. С целью обновления информации по списку экстремистских материалов библиотекарь 5 регулярно ( 1 раз в месяц) проводится просмотр сайта Министерства юстиции Российской Федерации. Отбор, заказ и приобретение литературы с целью пополнения библиотечноинформационного фонда школы осуществляется после сверки ее с Федеральным списком экстремистской литературы». 6. Обязательные документы школьной библиотеки 6.1. Обязательные организационно-распорядительные документы: - Положение о библиотеке ОО; - Положение об электронной библиотеке ОО; - Порядок пользования библиотекой ОО (приложение 1); - Порядок пользования учебниками из фонда библиотеки ОО (приложение 2); - Должностные инструкции работников библиотеки; - Договор о полной материальной ответственности; - План работы библиотеки на текущий учебный год; - Отчет о работе библиотеки за предыдущий учебный год; - Инструкция по технике безопасности в библиотеке; - Инструкция по пожарной безопасности в библиотеке; - Порядок организации доступа к сети Интернет в библиотеке ОО. 6.2. Обязательные документы (формы) по учету работы библиотеки и библиотечного фонда: - Дневник учета работы библиотеки ОО; - Паспорт библиотеки ОО; - Книги суммарного учета библиотечного фонда; - Инвентарные книги на печатные издания; - Журнал учета (или инвентарная книга) электронных носителей информации; - Журнал учета (или картотека) изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюр); - Картотека учета периодической печати; - Документы по организации учета учебников (Картотека учебников, Журнал учета регистрационных карточек картотеки учебников); - Каталог (возможен электронный) электронных образовательных ресурсов; - Журнал учета литературы, принятой взамен утерянной; - Читательские формуляры; - Ведомости (реестры) передачи учебников классным руководителям (в соответствии с Положением о порядке выдаче и учета учебной литературы в ОО); - Акты движения (списание) основного фонда (хранятся постоянно); - Акты о проверке фондов; - Порядок замены утраченной или испорченной литературы (приложение 4); - Положение о Совете библиотеки (при наличии Совета). 6.3. Документы ОО по предотвращению доступа к экстремистской литературе: - Регламент работы библиотеки с документами, включёнными в Федеральный список экстремистских материалов; 6 - Приказ «О порядке работы с изданиями, включенными в Федеральный список - экстремистских материалов», формирующийся в соответствии со статьей 13 Федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Актуальный список экстремистских материалов на бумажном носителе; Журнал сверок библиотечного фонда ОО с Федеральным списком экстремистских материалов; Акты сверки (проверки) библиотечного фонда ОО с Федеральным списком экстремистских материалов. 7. Требования к формированию библиотечного фонда 7.1. Основные понятия: Документ библиотечного фонда – зафиксированная на материальном носителе и/или распространяемая в информационно-телекоммуникационных сетях информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать в процессе обработки, поиска, использования и хранения. Библиотечный фонд – упорядоченная совокупность, документов, соответствующая целям, задачам, функциям библиотеки, которую библиотека может предоставить своим пользователям (п. 3 ГОСТ Р 7.0.94-2022). Учет библиотечного фонда – совокупность процессов, обеспечивающих оформление поступления и выбытия документов в библиотечном фонде, а также обобщение сведений об объеме, составе, движении, стоимости фонда и его частей. 7.2. Библиотечный фонд ОО состоит из основного и специализированного фондов. 7.3. Основной библиотечный фонд включает следующие документы, сопровождающие реализацию основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования: – художественную литературу – отечественную и зарубежную, классическую и современную; – отраслевую литературу – научные, научно-популярные, учебно-методические издания по всем учебным предметам и образовательно-воспитательным направлениям, которые реализует ОО в рамках основной образовательной программы; – справочно-библиографические издания – справочники, словари, энциклопедии; – периодические издания – журналы, газеты; – литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. 7.4. Основной библиотечный фонд формируется в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России (письма от 16.01.2013 № НТ-41/08 и от 14.04.2016 № 08-709). 7.5. Основной библиотечный фонд комплектуется таким образом, чтобы на одного обучающегося ОО приходилось (в соответствии с методическими рекомендациями информационного центра «Библиотека им. К.Д. Ушинского» Российской академии образования совместно с Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира): – не менее 10 экземпляров документов; – количество словарей и справочников – не менее 0,5 экземпляра на одного обучающегося. 7.6. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать требования Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Документы, включенные в Федеральный список экстремистских 7 материалов (далее – ФСЭМ), опубликованный на официальном сайте Минюста (http://minjust.ru/ru/extremist-materials), приобретать запрещено, при выявлении их в фонде – изымать из доступа. 7.7. Специализированный библиотечный фонд включает: – учебники, входящие в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; – допускается использование учебников на класс комплект по следующим предметам : – ИЗО, музыке, технологии, ОРГС, ОДКНР, родной русской литературе. Учебники по данным предметам могут использоваться в электронном виде. – учебные пособия, которые допускаются к использованию при реализации аккредитованных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. 7.8. ОО самостоятельно определяет и утверждает список учебников из числа тех, которые входят в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 7.9. Учебные издания могут быть в печатном и/или электронном виде. Формат определяет ОО самостоятельно. 7.10. Учет специализированного фонда осуществляется в электронной специализированной программе АИС «Книгозаказ». 7.11. Прием документов в общий фонд библиотеки включает следующие операции: – сверку поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт), включающим список поступивших документов; – составление первичного учетного документа для поступлений без сопроводительной документации; – регистрацию поступивших документов в регистрах суммарного, группового и индивидуального учета (в соответствии с ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд. Технология формирования»). 8. Требования к учету поступления и выбытия документов 8.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу суммарного учета документов основного фонда». 8.2. Поступившим документам присваивается индивидуальный регистрационный номер (инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера, системный номер для электронных документов) и шифр хранения. 8.3. Регистрационные номера и шифры отмечаются в регистрах индивидуального учета документов – инвентарной книге, картотеке регистрации учебников 8.4. Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Требования к штемпелю с наименованием ОО: прямоугольная форма, размер – не больше чем 1,5 см. Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа — на первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом нижнем углу и на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель ставится только на обложке или на первой странице текста. 8 8.5. Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в электронной базе данных библиотеки. 8.6. Специализированный фонд учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда. 8.7. Учет документов специализированного фонда, как многоэкземплярной литературы, осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учета учебного фонда» и в картотеке регистрационных карточек. 8.8. На каждое наименование документов специализированного фонда заводится отдельная учетная карточка. 8.9. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту фамилий авторов или заглавий. Для контроля за сохранностью учетных карточек они регистрируются в «Журнале регистрации учетных карточек учебников». 8.10. Техническая обработка документов предусматривает следующие операции: проставление на каждом документе штемпеля библиотеки 8.11. Учет специализированного фонда предусматривает отражение его состава в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе данных. 8.12. Выбытие документов библиотечного фонда – это выведение документов из состава библиотечного фонда. Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании анализа состава библиотечного фонда и результатов его проверки. Документы могут быть исключены из библиотечного фонда по причинам: ветхость документа – результат естественного старения или физического износа документа; дефектность документа – частичная или полная утрата эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия; устарелость по содержанию – потеря актуальности тематики, подтверждаемая отсутствием спроса читателей, не востребованностью в перераспределении и реализации; утрата документа – отсутствие его в фонде библиотеки по причинам потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе хакерской атаки и невосстановимого сбоя электронного оборудования) или социального характера, по неустановленной причине. 8.13. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в соответствии с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077. 8.14. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их списания комиссией, созданной руководителем ОО. 8.15. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. Требования к проверке документов библиотечного фонда 9.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с периодичностью один раз в пять лет на основании графика проверки, утвержденного директором ОО. 9 9.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в обязательном порядке: – при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов; – в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; – при реорганизации или ликвидации ОО. 9.3. По итогам проверки библиотекарь/заведующий библиотекой составляет акт, подписывает и хранит его в библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их список, в котором фиксируются сведения о количестве документов библиотечного фонда в наличии и количестве отсутствующих документов, в том числе по неустановленной причине. В акте также указывается номер и дата акта предыдущей проверки. 9.4. Во время проверки документов библиотечного фонда работники отслеживают наличие литературы экстремистской направленности, входящей в Федеральный список экстремистских материалов. При выявлении вышеуказанной литературы, к ней ограничивается доступ пользователей в соответствии с действующим законодательством и локальными актами ОО. 9.5. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в соответствии с действующим законодательством. 10. Права и обязанности библиотекаря 10.1. Библиотекарь в рамках выполнения своих обязанностей, в соответствии с должностной инструкцией имеет право: – самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе ОО и распорядительных актах ОО; – проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; – рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; – изымать книги из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; 10.2. Библиотекарь обязан: – препятствовать распространению, производству, хранению и использованию литературы экстремистской направленности в соответствии с Федеральным Законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; – выявлять и исключать из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции (18+) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; – организовать обслуживание пользователей в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями (СанПиН 1.2.3685-21). – обеспечить в полном объеме пользователям возможность работы с 10 информационными ресурсами школьной библиотеки; – информировать пользователей о видах предоставляемых школьной библиотекой услуг; – обеспечить научную организацию фондов и каталогов; – формировать библиотечные фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами ОО, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; – совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; – обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; – обеспечивать режим работы школьной библиотеки в соответствии с утвержденным графиком работы библиотеки; – отчитываться в установленном порядке перед руководством ОО о выполнении плана работы библиотеки не реже 1 раза в год; – повышать квалификацию в соответствии с требованиями нормативно-правовых и локальных актов. 11. Права и обязанности пользователей библиотеки 11.1. Пользователи библиотеки имеют право: – получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; – пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; – получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; – получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; – продлевать, в соответствии с Правилами пользования библиотекой ОО, срок пользования литературой; – получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фондов библиотеки; – участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; – обращаться к руководителю ОО для разрешения конфликтной ситуации, возникшей в результате пользования услугами библиотеки ОО. 11.2. Пользователи библиотеки ОО обязаны: – соблюдать Правила пользования библиотекой ОО; – бережно относиться к печатным изданиям (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; – поддерживать порядок расстановки книг в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; – пользоваться ценной и справочной литературой только в помещении библиотеки; – убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом педагога-библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемой литературе несет последний пользователь; 11 – расписываться в читательском формуляре за каждый полученный экземпляр литературы (исключение составляют обучающиеся 1-х классов); – возвращать литературу в школьную библиотеку в установленные сроки; – в случае утраты или порчи производить замену книги на равноценную; – в случае перехода пользователя в течение учебного года в другую ОО, учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы и другую литературу, предоставленную в личное пользование, вернуть в библиотеку ОО; – полностью рассчитаться с библиотекой по обходному листу (обучающиеся выпускных классов перед получением документа об окончании ОО). 11.3. Порядок пользования школьной библиотекой: – запись обучающихся в школьную библиотеку производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы – в индивидуальном порядке, родителей (законных представителей) обучающихся – по паспорту; – перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; – документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; – читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю книг из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 11.4. Порядок пользования абонементом: 11.4.1. пользователи имеют право получить на дом не более двух книг из фондов художественной/справочной/учебно-методической литературы одновременно; 11.4.2. максимальные сроки пользования книгой: – учебники, учебные пособия – учебный год; – научно-популярная, познавательная, художественная литература – 14 дней; – периодические издания, издания повышенного спроса – 7 дней; – пользователи могут продлить срок пользования книгой, если на нее отсутствует спрос со стороны других пользователей. 11.5. Книги, предназначенные для работы в читальном зале: – энциклопедии; – справочники; – редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре книги. 11.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: – работа пользователя с компьютером в библиотеке допускается только с применением контент-фильтрации и в присутствии педагога-библиотекаря; – разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; – запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский характер в соответствии с Федеральным Законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; – работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям СанПиН 1.2.3685-21. Продолжительность использования электронных средств обучения указана в таблице 1. 12 Таблица 1 Электронные средства обучения Интерактивная доска Интерактивная панель Персональный компьютер Ноутбук Планшет Классы 1-3 классы 4 классы 5-9 классы 10-11 классы 1-3 классы 4 классы 5-6 классы 7-11 классы 1-2 классы 3-4 классы 5-9 классы 10-11 классы 1-2 классы 3-4 классы 5-9 классы 10-11 классы 1-2 классы 3-4 классы 5-9 классы 10-11 классы На занятии, мин, не более 20 30 30 30 10 15 20 25 20 25 30 35 20 25 30 35 10 15 20 20 13 Суммарно в день в школе, мин, не более 80 90 100 120 30 45 80 100 40 50 60 70 40 50 60 70 30 45 60 80