Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф. Ф. Степанова» УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова»» № 479-Д от «23» сентября 2024 г. _________ А.В.Симонова ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 0BB0391D8D389570A000A760A5C61F54 Владелец: Симонова Алёна Валерьевна Действителен: с 05.07.2024 до 28.09.2025 Положение клуба семейного чтения «Встреча с книгой» 2024-2025 учебный год Содержание 1. Педагогическая целесообразность создания клуба семейного чтения «Встреча с книгой». 2. Общие положения. 3. Цель и задачи клуба семейного чтения «Встреча с книгой». 4. Условия работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой». 5.Основные направления деятельности клуба семейного чтения «Встреча с книгой». 6.Формы работы клуба. 7.Структура заседаний клуба. 8.Основные принципы работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой». 9. Права и обязанности участников клуба семейного чтения «Встреча с книгой». 10.Ожидаемые результаты работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой». 11.Атрибутика клуба семейного чтения «Встреча с книгой». 12. Тематический план работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой». 2 1.Педагогическая целесообразность создания клуба семейного чтения «Встреча с книгой» Год от года снижается интерес учащихся к чтению. Книга вытесняется современными технологиями, интерес к чтению уменьшается. Во многих семьях учащихся отсутствует традиция семейного чтения. Дети иногда овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Во многих семьях книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Приобщение ребенка к книге невозможно без помощи семьи, так как именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и ребенком, выбирают и покупают детские издания, советуют ребенку, что лучше почитать, оказывают, таким образом, решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и предпочтений детей. Но, к сожалению, поговорить о прочитанной книге, узнать родительское отношение к ней ребенок может далеко не всегда, и не все родители готовы к тому, чтобы подсказать ребенку нужную для него книгу, книгу, которая бы именно в это момент отвечала бы на его запросы, влияла бы на эмоциональную сферу, вызывала интерес. Поэтому и возникла идея клуба семейного чтения. Он призван помочь родителям наладить общение с детьми, подсказать книги, которые заинтересуют и взрослых, и детей, подтолкнут к разговору о прочитанном. Возрождение семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач. Осознавая значимость данной проблемы, была разработана программа клуба семейного чтения «Встреча с книгой». Семейное чтение позволяет ребенку увидеть близкого ему человека увлеченного чтением. Ребенок увидит, что книги присутствуют в жизни родителей, что это норма жизни его семьи. Кроме этого, участие в работе клуба позволит создать дома творческую атмосферу. Чтение литературных произведений, выполнение заданий творческого характера дадут возможность взрослым не только участвовать в развитии и воспитании детей в семье, но и развивать свою эрудицию. 3 Клуб семейного чтения будет стимулировать стремление родителей к совместному прочтению книги, к общению по поводу прочитанного что, безусловно, будет сближать членов семьи, объединять их духовно. 2. Общие положения Клуб семейного чтения «Встреча с книгой» является одной из форм совместной деятельности учителя, библиотекарей, родителей и обучающихся. С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в работе клуба предполагается привлечь три поколения (бабушка, дедушка, мама, папаребенок). Готовясь к занятию, родители с детьми читают книги, разучивают стихи, песни, инсценируют отрывки, участвуют в конкурсах рисунков, сочиняют загадки на литературные темы. 3. Цель и задачи клуба семейного чтения «Встреча с книгой» Цель: создание условий для интересного общения родителей и их детей. Задачи: - формирование читательской культуры семьи, возвращения в семью традиций семейного чтения; -развитие потребности родителей в совместном выполнении с детьми познавательных и других видов заданий в домашних условиях; - показать родителям, что общение с детской книгой дает им огромные педагогические возможности; - оказание консультативной помощи в области детской литературы, детского чтения». 4. Условия работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой» Место проведения – библиотека , актовый зал, класс. Заседания клуба семейного чтения «Встреча с книгой», как правило, проводятся 1 раз в месяц. Продолжительность работы клуба 45 минут. 5.Основные направления деятельности клуба семейного чтения «Встреча с книгой». Круг чтения - фольклор, классика, современная отечественная и зарубежная литература. 4 Формируемые читательские умения: навык выразительного чтения, умение работать с текстом и книгой. 6.Формы работы клуба Конкурсные программы, викторины, игры, театрализованные представления, совместные просмотры кинофильмов и мультфильмов, обсуждение опыта семейного чтения. Программа работы клуба Семейного чтения «Встреча с книгой» составлена с учетом пожеланий учащихся и родителей. 7.Структура заседаний клуба Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении. Практическая часть предполагает реализацию приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем. Родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка. 8.Основные принципы работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой» - соответствие подобранной литературы возрастным особенностям и интересам учащихся; - отсутствие назидательности и нравоучений; - непринуждённая доброжелательная обстановка. 9. Права и обязанности участников Клуба семейного чтения «Встреча с книгой» Родители (законные представители) имеют право: - на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания и обучения ребенка; - на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; 5 - на высказывание собственного мнения. 10.Ожидаемые результаты работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой» 1. Родители и дети смогут обогатить свой досуг семейным чтением. 2.Укрепить отношение родителей и детей в семье. 3.Возрождение традиции семейного чтения как особого вида духовного и интеллектуального общения членов семьи. 4. Формирование потребности у родителей и детей в систематическом чтении художественной литературы. 11.Атрибутика клуба семейного чтения «Встреча с книгой» Эмблема и девиз 6 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа-лицей имени Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова ______________ А.В.Симонова «____» ______________ 2024 г. Тематический план работы клуба семейного чтения «Встреча с книгой» № Тема встречи Дата Методические приемы, формы Открытие клуба семейного чтения «Встреча с книгой». Ознакомление участников с целями и задачами клуба, планом работы. сентябрь Библиотечный урок: «Знакомство с библиотекой, с выбором книг в библиотеке». Родителям вспомнить о любимых книгах своего детства и прочитать их с детьми. октябрь Рассказы родителей о любимых книгах своего детства. Прочитать с детьми рассказы В.Драгунского п/ п 1. Задание на следующее занятие Подготовка списка литературы «Читаем всей семьёй». Консультация для родителей «Роль художественного слова в воспитании детей». 2 «Книжка из моего детства». Выставка книг: «Эти книги читали бабушки и дедушки» 3 Читаем книги В.Драгунского Обсуждение произведений с детьми. ноябрь Путешествие по страницам произведений В.Драгунского. Прочитать сказки о зиме Викторина по произведениям В.Драгунского. 4. «С новой книгой в новый год» декабрь Обзор и выставка книг, рассказы 7 Обсудить с детьми тему: «Книга Г.Х.Андерсен «Снежная королева» детей о любимых книгах о зиме. или фильм, друзья или соперники» 5. Театрализованное представление: «О царице книги и волшебном зеркале». январь Круглый стол: «Книга и компьютер в информационном обществе» Чтение произведений и стихов о войне. 6. Родом из военного детства. А.Печерская «Юные герои Великой Отечественной войны». Презентация книги. февраль Чтение стихов на тему войны. Подготовиться к празднику, посвященному 8 Марта. 7. Вечер поэзии: «Мама – одно слово, вечный смысл». Чтение стихов, рассказы детей о маме, анкета: «Что любит мама?» Чаепитие. Прочить книги Н.Носова 8. Читаем Н.Носова Конкурс на лучшего знатока произведений Н.Носова Перечитываем любимые книги 9. Акция «Подари библиотеке книгу» март апрель май Информация для детей и родителей «Что читать летом?» 8