Положение о семейном обучении

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №12 от 25.08.2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Школа-лицей
им. Героя Советского Союза
Ф.Ф. Степанова»
____________А.В. Симонова
Приказ № 385-Д от 29.08.2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации
получения образования
в семейной форме

Общие сведения

1.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст.43 Конституции Российской
Федерации, ст. 63 Семейного Кодекса Российской Федерации, Федеральным Законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмом Минобрнауки
России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 « Об организации получения образования в семейной
форме», Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 « Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам- образовательная программа начального общего,
основного общего и среднего общего образования», Приказом Минпросвещения России
№ 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018 « Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования», Приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от
07.11.2018 « Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования».
1.2. В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» общее образование может быть получено:
1) В организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) Вне организации, осуществляющих образовательную деятельность (в формах
семейного образования и самообразования).
1.3.

С

учетом

потребностей

и

возможностей

личности

обучающихся,

общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования и
самообразования. Обучение в форме семейного образования и самообразования
осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной
итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
1.4. Семейное образование есть форма освоения ребенком по инициативе родителей
(законных

представителей)

общеобразовательных

программ

начального

общего,

основного общего, среднего общего образования вне образовательной организации в
семье.
1.5. Самообразование, как форма обучения предполагает самостоятельное, ускоренное
освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам
среднего

общего

образования

с

последующей

аттестацией

в

образовательных

организациях, прошедших государственную аттестацию.
1.6. Для семейного образования, самообразования, как и для других форм получения
начального общего, основного общего, среднего общего образования, действует единый
государственный стандарт.

1.7. Настоящее Положение о семейном образовании и самообразовании (далее –
Положение) является локальным актом МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского
Союза Ф.Ф. Степанова» и определяет порядок организации получения семейного
образования, самообразования
II. Организация семейного образования
2.1. Право определять получение ребенком образования в семейной форме предоставлено
родителям (законным представителям). При этом обязательно должно учитываться
мнение ребёнка.
2.2. Обучающийся может перейти на семейную форму получения образования на любом
уровне образования: начальном общем, основном общем, среднем общем.
2.3. При выборе семейной формы образования родители (законные представители)
принимают на себя обязательства по обеспечению обучения в семейной форме
образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению
знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности,
развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и
формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.
2.4. Если ребёнок обучается в школе, то следует обратиться к руководителю
образовательной организации с заявлением о переходе на получение общего образования
в форме семейного образования. При этом обучающийся отчисляется из образовательной
организации.
2.5. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося о решении
получать образование с учетом мнения ребенка в форме семейного должны
проинформировать управление образованием администрации г. Саки, которое ведет учет
детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня.
2.6. По решению родителей (законных представителей) обучающийся вправе на любом
этапе обучения продолжить образование в любой иной форме (очной, очно- заочной,
заочной), либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
2.7. Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме
образования, для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в
соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным
приказом Минобрнауки России от 15.02.2012 № 107.
2.8. Между родителями (законными представителями) обучающихся, переходящих на
семейную форму обучения и директором МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского
Союза

Ф.Ф.

Степанова»

заключается

договор

об

организации

и

проведении

промежуточной и (или) государственной аттестации обучающегося, получающего
начальное, общее или среднее образование в форме семейного образования.

III. Организация самообразования
3.1. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
3.2. Осуществление сопровождения освоения образовательных программ в форме
самообразования определяется образовательной организацией самостоятельно.
3.3. Лица, избравшие самообразование как форму получения среднего общего
образования, подают заявления руководителю образовательного организации не позднее,
чем за 6 месяцев до государственной итоговой аттестации, а также предоставляют
имеющиеся документы о промежуточной аттестации или документ об образовании.
3.4. Руководство образовательной организации на основании заявления гражданина,
поданных им документов о текущей успеваемости или об образовании, устанавливают
количество и объем аттестуемых предметов.
3.5. Директор образовательной организации издает приказ об утверждении графика
прохождения промежуточной аттестации обучающегося в форме самообразования.

IV. Организация и проведение аттестации обучающихся
4.1. Лица, не имеющие основного общего и среднего общего образования, вправе пройти
экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательных
организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам
основного общего и среднего общего образования бесплатно.
4.2. Экстерны – лица, зачисленные в образовательное учреждение для прохождения
промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.
4.3. Для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в
качестве экстерна руководителю образовательного учреждения подается заявление
совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего гражданина.
4.4. Вместе с заявлением предоставляются следующие документы:
- оригинал документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего гражданина,
- оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего гражданина,
- оригинал свидетельства о рождении ребенка, либо заверенную в установленном порядке
копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления
прав обучающегося для несовершеннолетнего экстерна),

- личное дело (при отсутствии личного дела в образовательном учреждении оформляется
личное дело на время прохождения аттестации);
- документы (при их наличии), подтверждающие освоение общеобразовательных
программ (справка об обучении в образовательном учреждении, реализующем основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего
общего, справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении, документ
об основном общем образовании).
4.5. Руководителем образовательного учреждения издается приказ о зачислении экстерна
в образовательное учреждение для прохождения аттестации, в котором устанавливаются
сроки и формы промежуточной аттестации.
4.6. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или не прохождение промежуточной аттестации в сроки, определенные
распорядительным актом образовательного учреждения, при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью.
4.7. Родители (законные представители) несовершеннолетнего экстерна обязаны создать
условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за
своевременностью ее ликвидации.
4.8. Экстерны, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную
аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не
более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного
года с момента образования академической задолженности. В указанный период не
включается время болезни экстерна.
4.9. Промежуточная и государственная итоговая аттестация могут проводиться в течение
одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.
4.10. Государственная итоговая аттестация экстернов проводится в соответствии с
положениями о государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования и среднего общего образования.
4.11. Экстерны, не прошедшие государственную итоговую аттестацию или получившие
на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе
пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком
проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным
программам.
4.12.

Экстернам,

прошедшим

промежуточную

аттестацию

и

не

проходившим

государственную итоговую аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации.

Экстерны,

успешно

прошедшие

промежуточную

аттестацию

и

освоившие

образовательную программу по всем предметам, курсам за учебный год, решением
педагогического совета переводятся в следующий класс.
4.13. Экстернам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ
государственного образца об основном общем или среднем общем образовании в
образовательном

учреждении,

в

котором

проводилась

государственная

итоговая

аттестация

V. Формы проведения промежуточной аттестации
5.1. Формами промежуточной аттестации для установления фактического уровня
освоения образовательной программы обучающихся по предметам инвариантной части
учебного плана являются:
5.1.1.Для обучающихся по программам начального общего образования:
№
п/п

Наименование учебного предмета

Класс

1

Русский язык

1-4

2

Литературное чтение

1-4

3

Математика

1-4

4

Окружающий мир

1-4

5

Иностранный язык

2-4

6

Музыка

1-4

7

Изобразительное искусство

1-4

8

Технология

1-4

9

Физическая культура

2-4

10

Основы религиозных культур
исветской этики

1-4

Форма
промежуточной
аттестации
Диктант с
грамматическим
заданием
Контрольная
работа, тест
Контрольная
работа
Контрольная
работа, тест
Комплексная
контрольная
работа:
аудирование,
письмо, чтение
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Нормативы/
теоретические
основы
Творческое
задание

5.1.2. Для обучающихся по программам основного общего образования:
№
п/п

Наименование учебного предмета

Класс

1

Русский язык

5-9

2

Литература

5-9

3

Иностранный язык (английский)

5-9

4

Информатика

7-9

5

Математика

5-9

6

История

5-9

7

Обществознание

6-9

8

Биология

5-9

9

География

5-9

10

Физика

7-9

11

Химия

8-9

12

Музыка

5-8

13

Изобразительное искусство

5-7

14

Технология

5-9

15

ОБЖ

8-9

16

Физическая культура

5-9

17

Родной язык

5-9

18

Родная литература

5-9

19

ОДНКНР

5-6

Форма
промежуточной
аттестации
Диктант с
грамматическим
заданием,
изложение,
сочинение, тест
Сочинение, тест,
контрольная
работа
Комплексная
контрольная
работа:
аудирование,
письмо, чтение
Практическая
работа, тест
Контрольная
работа, тест
Контрольная
работа, тест
Контрольная
работа, тест
Практическая
работа, тест
Практическая
работа, тест
Практическая
работа, тест
Практическая
работа, тест
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Контрольная
работа, тест
Нормативы/
теоретические
основы
Контрольная
работа, тест
Контрольная
работа, тест
Контрольная

20

Вероятность и статистика

7-9

работа, тест
Контрольная
работа, тест

5.1.3. Для обучающихся по программам среднего общего образования:
№
п/п

Наименование учебного предмета

Класс

1

Русский язык

10-11

2
3
4

Литература
Иностранный язык (английский)
Информатика

10-11
10-11
10-11

5

Математика

10-11

6

История

10-11

7

Обществознание

10-11

8

Биология

10-11

9

География

10-11

10

Физика

10-11

11

Химия

10-11

14

Право

10-11

15

ОБЖ

10-11

16

Физическая культура

10-11

17

Родной язык

10-11

Форма
промежуточной
аттестации
Изложение,
сочинение, тест
Сочинение, тест,
Беседа, тест
Практическая
работа, тест
Контрольная
работа, тест
Контрольная
работа, тест
Контрольная
работа, тест
Практическая
работа, тест
Практическая
работа, тест
Практическая
работа, тест
Практическая
работа, тест
Творческое
задание
Контрольная
работа, тест
Нормативы/
теоретические
основы
Контрольная
работа, тест

VI. Сроки проведения промежуточной аттестации
6.1. В школе-лицее установлена следующая периодичность прохождения промежуточной
аттестации для экстернов: для 1 - 9 классов дважды в год в период с 01 по 27 декабря и с
15 апреля по 20 мая. Для 10 - 11 классов дважды в год в период с 01 по 30 декабря и с 15
апреля по 20 мая. В эти периоды обучющиеся зачисляются в учреждение, посещают
уроки, проходят все контрольные мероприятия по предметам, согласно графика.
6.2. В отдельных случаях по согласованию родителей и администрации школы возможна
иная периодичность прохождения промежуточной аттестации экстернами.

VII. Права обучающихся, получающих образование в семейной форме и самообразования
7.1. При прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации
обучающиеся, получающие общее образование в указанных формах, пользуются
академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
7.2. Экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих
творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том
числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных
мероприятиях, спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».