Россия - мои горизонты 3 -А кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА СТЕПАНОВА»ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБОУ «Школа-лицей им. Героя
СоветскогоСоюза Ф.Ф. Степанова»
(протокол от 25августа 2023г. № 12)

Приложение №19
к ООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 29.08. 2023 г № 382- Д

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
____________________А.В. Симонова
29 августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Моя Россия – мои горизонты»

___________

(наименование учебного предмета или курса)

Уровень образования ______

_начальное общее образование

(начальное, основное или среднее общее образование)

Уровень изучения предмета (базовый, профильный)______базовый___
Класс _________________________3-а ______________________
_____
Учитель
Захарова Оксана Владимировна
(Ф.И.О.)

Количество часов: всего ___4 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год
(общее количество, за год, в неделю)

_______________________________________________

Срок реализации программы ________1 года_____________________________________________________________________________
Программа разработана на основе:
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями);
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещенияот 31.05.2021 № 286 (с
изменениями);
• приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП
НОО);
• приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
• Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова».

2023

Программа «Моя Россия- мои горизонты» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание
условий для формирования личностных качеств.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших
подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда,
представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или
иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социальноличностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Программа внеурочной деятельности «Моя Россия-мои горизонты» построена таким образом, что представляет возможность учащимся
тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия,
проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это
способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Принципы реализации программы:
Научность;
Доступность;
Целесообразность;
Наглядность.
Формы организации занятий внеурочной деятельности по профориентации при реализации программы «Моя Россия-мои горизонты»
основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах (выступления, защита проектов). Во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся в форме дидактических и ролевых игр, составление интервью,
чтение и составление текстов по темам разделов, драматизация диалога.
С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:
игровая деятельность (ролевые игры);
чтение и составление текстов по темам разделов;
изобразительная деятельность;
драматизация диалога;
прослушивание монологов;
разучивание текстов;

интервьюирование;
проектная деятельность;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами,
средствами изобразительной наглядности, видео и фото реквизитами.
Во время каникул деятельность может видоизменяться (оформление страничек портфолио и защита проектов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «Моя Россия- мои горизонты»

















Личностные, метапредметные и предметные результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Моя Россия- мои горизонты» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация
работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними
ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые,
продуктивные игры («Почта», «В магазине»,«Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное
производство детей и взрослых
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать
диагностический инструментарий,
представленный в таблице (таблица 1)
Критерии
Показатели
Методики диагностики

Мотивационно-личностный
отношение к труду, интерес к
профессиям, желание овладеть
какой-либо профессиональной
деятельностью
Поведенческий
Навыки трудовой деятельности,
ответственность,
дисциплинированность,
самостоятельность в труде

1.Знания о труде.
Тестирование (Тесты «Зачем нужен
2.Понимание значения труда
для жизни труд?»,
общества и каждого человека.
«Какая это профессия?»)
3.Знания об
основных
профессиях,
их
особенностях.

Уровень
сформированности
трудового сознания

Когнитивный
знания учащихся о труде, о
мире профессий

1.Отношение к труду и людям труда
Наблюдение
2. Интерес к трудовой и профессиональной Методика «Продолжи предложение»
деятельности.
Беседа «Кем быть?»
3. Желание овладеть какой-либо профессией
1.Навыки трудовой деятельности.
Наблюдение.
2.Проявление трудолюбия, старательности.
Анализ
продуктов
3.Добросовестность, активность, ответственность деятельности.
в учебном труде.

Уровень
трудовой
активности



трудовой

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов
педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры,
школьная научно-практическая конференция.
Содержание программы
3 класс (34 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Введение в мир профессий
Профессии в школе
Знакомство с различными профессиями
Проект «Азбука профессий»
Профессия моих родителей
Викторина «Что мы узнали?»
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Раздел

Кол-во
часов

Виды работ, формы занятий

Дискуссия о пользе знаний и их
влиянии на взрослую жизнь. Игра
«Азбука профессий». Беседа о
профессиях родителей.

1. 1

Введение в мир профессий

5

2. 2

Профессии в школе

2

3. 3

Знакомство с различными профессиями

13

4. 4

Проект «Азбука профессий»

9



Модуль
программы
воспитания
«Школьный
урок»
+

Дискуссия с обоснованием
мнений, например, о
необходимости профессии врача,
дворника, цветовода.

+

Устные высказывания детей по
теме. Рисование.
Дискуссия о пользе знаний и их

+
+

5. 5

Профессия моих родителей

6. 6
7. 7
8.

Викторина «Что мы узнали?»
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Итого

3

1
1
34час.

влиянии на взрослую жизнь. Игра
«Азбука профессий».
Рассказы детей, подготовленные с
родителями по предварительному
заданию. Работа в тетрадях.
Рисование по тематике профессий
родителей.
Конкурс рисунков
7

+

+
+
7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
1

Наименование темы
Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах?
Знакомство с профессией милиционера.
Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум –
игра «Мы – пешеходы».

Кол-во
часов
1ч

Форма работы
Беседа

Дата по
плану
07.09

1ч

Беседа + практикум-игра

14.09

1ч
1ч

Беседа
Практикум-игра

21.09
28.09

5
6
7
8

Кем быть?
Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!».
Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»
Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»
Встреча с нашими героями
Кто такой мастер? Что такое призвание?
Из истории слов. Работа со словарём.

1ч
1ч
1ч
1ч

Практическое занятие
Игра
Беседа
Практикум - игра

05.10
12.10
19.10
26.10

9

Профессии наших мам.

1ч

Беседа с приглашением
мам

09.11

10

Сочинение на тему: «Моя мама - мастер»

1ч

16.11

11

Профессии наших пап.

1ч

Развитие речи.
Практикум.
Беседа с приглашением
пап

12

Сочинение на тему: «Мой папа - мастер»

1ч

Развитие речи.
Практикум.

30.11

13

1ч

Утренник с чаепитием

07.12

14

«Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное
мероприятие.
Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?

1ч

Беседа с приглашением
школьного бухгалтера

14.12

15

Менеджер. Кто может работать по этой профессии?

1ч

Беседа с приглашением
выпускницы школы

21.12

16

Спасатель. Кто может работать по этой профессии?

1ч

Беседа

28.12

2
3
4

23.11

Дата по
факту

1ч

Экскурсия

11.01

18

«Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших
шефов.
Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.

1ч

Беседа с приглашением

18.01

19

Кто может работать по профессии риэлтор?

1ч

Практикум - игра

25.01

20

Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии?

1ч

Беседа

01.02

21

Экскурсия на фермерское угодье.

1ч

08.02

22

Коммерсант. Знакомство с профессией.

1ч

Экскурсия, встреча с
фермером
Беседа с приглашением

23

Кто может работать по этой профессии?

1ч

Практикум - игра

22.02

24
25

Знакомство с профессией бизнесмена.
Кто может работать по этой профессии?

1ч
1ч

Беседа
Практикум - игра

29.02
07.03

26
27

«Какая профессия меня привлекает?»
Поэтическая игротека «В мире профессий».

1ч
1ч

Беседа
Практическое занятие

14.03
21.03

28

Конкурс рисунков: « Все работы хороши».

1ч

Практическое занятие

04.04

29

Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы
хороши!»
Художник. Профессия или призвание?

1ч

Утренник с чаепитием

11.04

1ч

Беседа с приглашением

18.04

Кто может работать по этой профессии?
Где может работать художник?
Экскурсия в художественный музей.
«Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений,
загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к
празднику.
Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник
профессий», конкурс сочинений
«Радуга профессий»

1ч

Беседа

25.04

1ч
1ч

Экскурсия
Практикум – игра.

02.05
16.05

1ч

Практическое занятие

23.05

17

30
31
32
33

34

15.02


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».