МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА СТЕПАНОВА»ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБОУ «Школа-лицей им. Героя
СоветскогоСоюза Ф.Ф. Степанова»
(протокол от 25августа 2023г. № 12)
Приложение №19
к ООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 29.08. 2023 г № 382- Д
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа-лицей им. Героя
Советского Союза Ф.Ф. Степанова»
____________________А.В. Симонова
29 августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Моя Россия – мои горизонты»
___________
(наименование учебного предмета или курса)
Уровень образования ______
_начальное общее образование
(начальное, основное или среднее общее образование)
Уровень изучения предмета (базовый, профильный)______базовый___
Класс _________________________3-а ______________________
_____
Учитель
Захарова Оксана Владимировна
(Ф.И.О.)
Количество часов: всего ___4 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год
(общее количество, за год, в неделю)
_______________________________________________
Срок реализации программы ________1 года_____________________________________________________________________________
Программа разработана на основе:
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями);
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещенияот 31.05.2021 № 286 (с
изменениями);
• приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП
НОО);
• приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
• Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова».
2023
Программа «Моя Россия- мои горизонты» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание
условий для формирования личностных качеств.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших
подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда,
представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или
иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социальноличностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Программа внеурочной деятельности «Моя Россия-мои горизонты» построена таким образом, что представляет возможность учащимся
тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия,
проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это
способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Принципы реализации программы:
Научность;
Доступность;
Целесообразность;
Наглядность.
Формы организации занятий внеурочной деятельности по профориентации при реализации программы «Моя Россия-мои горизонты»
основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах (выступления, защита проектов). Во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся в форме дидактических и ролевых игр, составление интервью,
чтение и составление текстов по темам разделов, драматизация диалога.
С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:
игровая деятельность (ролевые игры);
чтение и составление текстов по темам разделов;
изобразительная деятельность;
драматизация диалога;
прослушивание монологов;
разучивание текстов;
интервьюирование;
проектная деятельность;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами,
средствами изобразительной наглядности, видео и фото реквизитами.
Во время каникул деятельность может видоизменяться (оформление страничек портфолио и защита проектов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «Моя Россия- мои горизонты»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Моя Россия- мои горизонты» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация
работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними
ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые,
продуктивные игры («Почта», «В магазине»,«Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное
производство детей и взрослых
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать
диагностический инструментарий,
представленный в таблице (таблица 1)
Критерии
Показатели
Методики диагностики
Мотивационно-личностный
отношение к труду, интерес к
профессиям, желание овладеть
какой-либо профессиональной
деятельностью
Поведенческий
Навыки трудовой деятельности,
ответственность,
дисциплинированность,
самостоятельность в труде
1.Знания о труде.
Тестирование (Тесты «Зачем нужен
2.Понимание значения труда
для жизни труд?»,
общества и каждого человека.
«Какая это профессия?»)
3.Знания об
основных
профессиях,
их
особенностях.
Уровень
сформированности
трудового сознания
Когнитивный
знания учащихся о труде, о
мире профессий
1.Отношение к труду и людям труда
Наблюдение
2. Интерес к трудовой и профессиональной Методика «Продолжи предложение»
деятельности.
Беседа «Кем быть?»
3. Желание овладеть какой-либо профессией
1.Навыки трудовой деятельности.
Наблюдение.
2.Проявление трудолюбия, старательности.
Анализ
продуктов
3.Добросовестность, активность, ответственность деятельности.
в учебном труде.
Уровень
трудовой
активности
трудовой
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов
педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры,
школьная научно-практическая конференция.
Содержание программы
3 класс (34 ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Введение в мир профессий
Профессии в школе
Знакомство с различными профессиями
Проект «Азбука профессий»
Профессия моих родителей
Викторина «Что мы узнали?»
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Раздел
Кол-во
часов
Виды работ, формы занятий
Дискуссия о пользе знаний и их
влиянии на взрослую жизнь. Игра
«Азбука профессий». Беседа о
профессиях родителей.
1. 1
Введение в мир профессий
5
2. 2
Профессии в школе
2
3. 3
Знакомство с различными профессиями
13
4. 4
Проект «Азбука профессий»
9
Модуль
программы
воспитания
«Школьный
урок»
+
Дискуссия с обоснованием
мнений, например, о
необходимости профессии врача,
дворника, цветовода.
+
Устные высказывания детей по
теме. Рисование.
Дискуссия о пользе знаний и их
+
+
5. 5
Профессия моих родителей
6. 6
7. 7
8.
Викторина «Что мы узнали?»
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Итого
3
1
1
34час.
влиянии на взрослую жизнь. Игра
«Азбука профессий».
Рассказы детей, подготовленные с
родителями по предварительному
заданию. Работа в тетрадях.
Рисование по тематике профессий
родителей.
Конкурс рисунков
7
+
+
+
7
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
1
Наименование темы
Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах?
Знакомство с профессией милиционера.
Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум –
игра «Мы – пешеходы».
Кол-во
часов
1ч
Форма работы
Беседа
Дата по
плану
07.09
1ч
Беседа + практикум-игра
14.09
1ч
1ч
Беседа
Практикум-игра
21.09
28.09
5
6
7
8
Кем быть?
Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!».
Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»
Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»
Встреча с нашими героями
Кто такой мастер? Что такое призвание?
Из истории слов. Работа со словарём.
1ч
1ч
1ч
1ч
Практическое занятие
Игра
Беседа
Практикум - игра
05.10
12.10
19.10
26.10
9
Профессии наших мам.
1ч
Беседа с приглашением
мам
09.11
10
Сочинение на тему: «Моя мама - мастер»
1ч
16.11
11
Профессии наших пап.
1ч
Развитие речи.
Практикум.
Беседа с приглашением
пап
12
Сочинение на тему: «Мой папа - мастер»
1ч
Развитие речи.
Практикум.
30.11
13
1ч
Утренник с чаепитием
07.12
14
«Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное
мероприятие.
Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?
1ч
Беседа с приглашением
школьного бухгалтера
14.12
15
Менеджер. Кто может работать по этой профессии?
1ч
Беседа с приглашением
выпускницы школы
21.12
16
Спасатель. Кто может работать по этой профессии?
1ч
Беседа
28.12
2
3
4
23.11
Дата по
факту
1ч
Экскурсия
11.01
18
«Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших
шефов.
Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.
1ч
Беседа с приглашением
18.01
19
Кто может работать по профессии риэлтор?
1ч
Практикум - игра
25.01
20
Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии?
1ч
Беседа
01.02
21
Экскурсия на фермерское угодье.
1ч
08.02
22
Коммерсант. Знакомство с профессией.
1ч
Экскурсия, встреча с
фермером
Беседа с приглашением
23
Кто может работать по этой профессии?
1ч
Практикум - игра
22.02
24
25
Знакомство с профессией бизнесмена.
Кто может работать по этой профессии?
1ч
1ч
Беседа
Практикум - игра
29.02
07.03
26
27
«Какая профессия меня привлекает?»
Поэтическая игротека «В мире профессий».
1ч
1ч
Беседа
Практическое занятие
14.03
21.03
28
Конкурс рисунков: « Все работы хороши».
1ч
Практическое занятие
04.04
29
Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы
хороши!»
Художник. Профессия или призвание?
1ч
Утренник с чаепитием
11.04
1ч
Беседа с приглашением
18.04
Кто может работать по этой профессии?
Где может работать художник?
Экскурсия в художественный музей.
«Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений,
загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к
празднику.
Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник
профессий», конкурс сочинений
«Радуга профессий»
1ч
Беседа
25.04
1ч
1ч
Экскурсия
Практикум – игра.
02.05
16.05
1ч
Практическое занятие
23.05
17
30
31
32
33
34
15.02