Литературное чтение 1-4 классы
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ
ЧТЕНИЮ
1-4 классы
Примерная
рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
«Литературное чтение» — один из ведущих
предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением
предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного
изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального,
духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение»
вводит ребёнка в мир художественной литературы, обеспечивает формирование
навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами
текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих
способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному
чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития,
осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном
звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс
начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Основными задачами курса
являются:
—
формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества;
— достижение необходимого для
продолжения образования уровня общего речевого развития;
—
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
—
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений
и произведений устного народного творчества;
—
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о
жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки,
пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея,
персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ;
характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод,
смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
—
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,
позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение
слушателями).
Рабочая программа представляет возможный
вариант распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов, отражает примерную последовательность
изучения тем/разделов, содержит рекомендации по объёму учебного времени с
выделением резервных часов, позволяющие учитывать индивидуальные потребности и
способности обучающихся и организовывать дифференцированный подход, а также
предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к
преподаванию учебного предмета «Литературное чтение» при условии сохранения
обязательной части содержания курса.
Содержание учебного предмета
«Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного
образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и
литературных текстов; представленность в произведениях нравственноэстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений
выдающихся представителей мировой детской литературы. При отборе произведений
для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом
знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской
литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной
школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение»
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего
школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение»
преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной
школе.
Место предмета «литературное
чтение» в учебном плане
Освоение программы по предмету
«Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом
«Обучение грамоте» (180 ч: 100 ч предмета «Русский язык» и 80 ч предмета
«Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное
изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс
«Литературное чтение» в 1 классе отводится 10 учебных недель (40 часов), во 2—4
классах — по 102 ч (3 ч в неделю в каждом классе).